Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией






Скачать 491.74 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией
страница1/4
Дата публикации03.03.2015
Размер491.74 Kb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

(ННГУ)


А.В. Крымов


ПРАВОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по изучению дисциплины
Рекомендовано объединенной методической комиссией
филиалов и ФПРК ННГУ

для студентов ННГУ, обучающихся по направлению
080200 «Менеджмент»

Нижний Новгород

2013
УДК 34.028(075.8)

ББК Х01(я73)

К 85


Крымов А.В. ПРАВОВЕДЕНИЕ: методические рекомендации по изучению дисциплины/А.В. Крымов. – Нижний Новгород: Нижегород. госун-т, 2013. – 33 с.

Рецензент: к.ю.н. С.А. Жагорина

В настоящих методических рекомендациях содержится рабочая учебная программа дисциплины «Правоведение», распределение бюджета времени, задания к семинарским занятиям, темы рефератов, литература по дисциплине, вопросы к зачету. Методические рекомендации предназначены для студентов ННГУ, обучающихся по направлению «Менеджмент».


Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филиалов и ФПРК

к.т.н., доцент Д.Н. Шуваев
Работа выполнена в Борском филиале ННГУ

директор филиала

к.ф.н., доцент Е.И. Яковлева

УДК 34.028(075.8)

ББК Х01(я73)


© Нижегородский государственный

университет им. Н. И. Лобачевского, 2013


Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…..3

Структура и содержание дисциплины «Правоведение»………………………..5

Раздел I. Теория государства и права……………………………………………6

Раздел II. Конституционное право Российской Федерации…………………..12

Раздел III. Гражданское право Российской Федерации………………….……15

Раздел IV. Уголовное право Российской Федерации………………………….17

Раздел V. Трудовое право Российской Федерации……………………………19

Раздел VI. Семейное право Российской Федерации…………………………..21

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………..…………………….23

Вопросы для подготовки к зачёту по дисциплине «Правоведение»…..……..30

1. ВВЕДЕНИЕ
Правоведение представляет собой не только учебную дисциплину, но, в первую очередь, целый комплекс юридических наук, изучение которого позволяет получить полное представление обо всех наиболее важных явлениях государственно-правовой действительности.

Сфера политико-правовой жизни обществ – существовавших ранее и существующих теперь в разных точках земного шара, принадлежащих к культурным традициям, имеющим не так много сходных черт, – именно эта сфера социальной жизни выступает в качестве объекта изучения для специалистов в области юридических наук. И только такое всестороннее и объективное исследование государственно-правовых феноменов обеспечивает возможность выделения существенных характеристик изучаемых явлений, что, в свою очередь, позволяет сформулировать общие понятия «государство» и «право», «государственный аппарат», «форма государства», «норма права», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «механизм правового регулирования», а также раскрыть и познать наиболее важные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права в любом регионе мира.
1.1. Цели освоения дисциплины
В качестве целей освоения дисциплины «Правоведение» выступают:

  • получение знаний об основных понятиях юриспруденции;

  • понимание специфики российской правовой системы и её места среди правовых систем современного мира;

  • уяснение структуры отечественной системы права и системы законодательства;

  • формирование знаний о закономерностях происхождения, функционирования и развития государства и права;

  • приобретение навыков поиска и исследования нормативных правовых актов, знание которых необходимо в будущей профессиональной деятельности обучающихся;

  • получение знаний об особенностях толкования юридических норм и способах разрешения юридических коллизий.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП
Правоведение относится к учебным дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины «Правоведение»
Выпускник по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

1. Обладает способностью анализировать и оценивать политико-правовые и социально-экономические процессы, происходящие в стране и мире, занимает активную гражданскую позицию (ОК-3).

2. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9).

Изучение дисциплины «Правоведение» позволяет:

существенно повысить уровень правовой культуры и развить индивидуальное правосознание обучающегося;

обогатить мировоззрение студентов комплексом представлений о целях и идеалах государственно-правового развития России;

дать обучающимся знания об их возможностях в правовой сфере, в том числе о принадлежащих им правах и свободах, о возложенных на них обязанностях;

способствовать пониманию студентами необходимости их ответственного, социально активного правомерного поведения для дальнейшего успешного развития России как передового правового государства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: сущность, социальное назначение и функции государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; исторические типы и формы государственно-правовых явлений; особенности функционирования механизма государства и механизма правового регулирования; структуру отечественной системы права и системы законодательства; основные положения отраслевых юридических наук; содержание общего и отраслевого правового статуса личности;

уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать и толковать юридические факты и возникающие на их основе правоотношения;

владеть: понятийным аппаратом юриспруденции; навыками работы с нормативными правовыми актами и актами применения права; навыками анализа различных правовых явлений, в том числе юридических норм, юридических фактов, правоотношений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
1.4. Образовательные технологии
Кроме традиционных форм лекционных и практических занятий при изучении данного курса предусмотрено проведение занятий в активных и интерактивных формах: организация деловых и ролевых игр (при изучении Гражданского права, Семейного права и Трудового права), разбор конкретных ситуаций (включая анализ реальных юридических дел) – всего не менее 5 % аудиторных занятий. В рамках изучения «Правоведения» предусмотрены встречи с представителями государственных органов (в том числе органов прокуратуры, Следственного комитета, МВД, Министерства юстиции Российской Федерации).
1.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов в процессе изучения дисциплины «Правоведение» предполагает написание рефератов по тематическим разделам дисциплины. Средствами для текущего контроля успеваемости являются контрольные работы, которые проводятся по итогам изучения тематических разделов дисциплины. По окончании освоения дисциплины предусмотрен зачёт в качестве средства промежуточной аттестации студентов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 108 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1.

Теория государства и права

6

12

17

2.

Конституционное право

3

6

8

3.

Гражданское право

2

4

8

4.

Уголовное право

2

4

8

5.

Трудовое право

2

4

8

6.

Семейное право

2

4

8




Итого по курсу:

17

34

57


2.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Теория государства и права
Тема 1. Общая характеристика и структура правоведения (2 часа)
Современная классификация наук в зависимости от объекта научного познания. Правоведение (юриспруденция) как весь комплекс юридических наук. Объект и задачи правоведения. Место правоведения в системе современного научного знания. Группировка юридических наук в зависимости от особенностей предмета научного познания (структура правоведения). Обзор теоретико-исторических, отраслевых и прикладных (специальных) юридических наук, а также наук, в которых исследуется международное право.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию (4 часа):


  1. Понятие, цели и задачи правоведения как целого комплекса юридических наук.

  2. Объект и структура правоведения.

  3. Общая характеристика теоретико-исторических и отраслевых юридических наук.

  4. Международное публичное и международное частное право.

  5. Прикладные (специальные) юридические науки. Своеобразие прикладных юридических наук в составе правоведения.

  6. Объект и предмет теории государства и права: соотношение понятий.

  7. Основные подходы к определению структуры теории государства и права в современной науке.

  8. Функции теории государства и права.

  9. Взаимосвязь теории государства и права и юридической практики.

  10. Методология теории государства и права.

  11. Место теории государства и права в системе юридических наук.


Литература для подготовки к семинарскому занятию:


  1. Арзамасов Ю. Г. Тенденции развития юридических наук. Становление новой науки – нормографии // Государство и право. – 2007. – № 10. – С. 101-104.

  2. Гуреев В. И., Серегин В. П., Гаврилов Э. П. Основы права / Под ред. В. И. Гуреева. – М.: «Высшая школа», 2008. – 392 с.

  3. Дербина А. В. К вопросу о правовом воспитании в современной юридической науке // Ленинградский юридический журнал. – 2009. – № 4. – С. 203-210.

  4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право. – М.: Норма, Инфра – М, 2011. – 784 с.

  5. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М.: Аванта +, 2000. – 560 с.

  6. Кожевников В. В. Проблемы методологии теории государства и права в современной российской юридической науке: критический анализ // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2009. – № 3. – С. 5-12.

  7. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. – М.: Юридическая литература, 1978. – 208 с.

  8. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972. – 290 с.

  9. Минниахметов Р. А. Государство и юриспруденция // Казанская наука. – 2010. – № 9. – С. 612-616.

  10. Нижник Н.С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2010. – № 3. – С. 86-91.

  11. Основы права / Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Проспект, 2013. – 424 с.

  12. Раянов Ф. М. Российская юриспруденция на фоне концепции устойчивого развития // Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 8. – С.25-28.

  13. Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Том 1. Элементный состав. – М.: Юстицинформ, 2004. – 528 с.

  14. Усанов В. Е. Юриспруденция в системе наук об образовании // Образование и право. – 2012. – № 5. – С. 110-122.

  15. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургского государственного университета, 1993. – 198 с.

  16. Честнов И. Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. – С.-Пб.: Санкт-Петербургский Юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2000. – 104 с.

  17. Честнов И. Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. – С.-Пб.: Знание, 1999. – 124 с.

  18. Шигурова И. В. Российская юриспруденция и образовательный процесс: грани взаимодействия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2008. – № 4. – С. 24-28.

  19. Явич Л. С. Общая теория права. – Ленинград: Ленинградский государственный университет, 1976. – 290 с.


Примерные темы рефератов:


  1. Современное российское юридическое образование: проблемы и перспективы развития.

  2. Правоведение в системе общественных наук.

  3. Правоведение и юридическая практика: проблемы взаимодействия.

  4. История развития общетеоретической юридической науки в России: философия права, энциклопедия права и теория государства и права.

  5. Предмет и методы научного познания теории государства и права: соотношение и взаимодействие.

  6. Идеологическая функция теории государства и права на современном этапе.


Тема 2. Государствоведение (2 часа)
Понятие общества. Управление и его формы. Феномен власти в обществе. Структура властеотношения. Убеждение и принуждение как два основных метода властного воздействия. Формы (виды) социальной власти. Понятие и признаки государственной власти. Многообразие подходов к определению государства. Классовая и общесоциальная теории сущности государства. Государственный аппарат и механизм государства. Понятие, признаки и виды государственных органов. Форма государства и составляющие её элементы: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Типология государств.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию (4 часа):
1. Социальная власть: понятие, признаки, причины возникновения и виды.

2. Понятие и признаки государства. Государственная власть.

3. Сущность и социальное назначение государства.

4. Понятие, структура и принципы деятельности государственного аппарата современной России.

5. Функции государства.

6. Теории происхождения государства.

7. Формы правления современных государств. Форма правления в России.

8. Формы государственного устройства: понятие и виды. Федерация в России.

9. Политические (государственные) режимы.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:


  1. Борисов Г. А., Тонков Е. Е. О развитии теории функций государства // Право и образование. – 2005. – № 1. – С. 5-17.

  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 358 с.

  3. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. – М.: Норма, 2007. – 144 с.

  4. Керимов А. Д. Государствоведение: актуальные вопросы теории. – М.: Современный Гуманитарный университет, 2003. – 68 с.

  5. Костин Ю. В. Проблема соотношения государства, права и нравственности в юридической науке // Современное право. – 2007. – № 9. – С. 33-36.

  6. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. – М.: Наука, 1974. – 320 с.

  7. Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. – М.: Проспект, 2008. – 400 с.

  8. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. – М.: Юридическая литература, 1998. – 256 с.

  9. Парасюк Е. А. Категория «гражданское общество» в современной юридической науке // Российская юстиция. – 2009. – № 7. – С. 7-10.

  10. Пастухова Н. Б. Проблемы государственного суверенитета. – М.: Норма, 2006. – 288 с.

  11. Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. – Ленинград: Издательство «Наука», 1971. – 164 с.

  12. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю. Н. Старилова. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1999. – 703 с.

  13. Чибинев В. М. Вектор развития социальной функции современного государства // Право и политика. – 2007. – № 1. – С. 131-133.

  14. Чиркин В. Е. Государствоведение. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. – 480 с.


Примерные темы рефератов:


  1. Легальность и легитимность государственной власти.

  2. Личность, гражданское общество и государство.

  3. Доктрина правовой государственности в России: история и трудности реализации.

  4. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в России. Проблемы повышения качества и эффективности деятельности отечественного государственного аппарата.

  5. Политический режим в современной России: многообразие оценок и основные тенденции развития.

  6. Формационный подход к типологии государств. Достоинства и недостатки марксистской типологии.

  7. Цивилизационный подход к типологии государства: проблемы и перспективы развития.

  8. Современная наука о происхождении государства.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Абакан 2011
Методические рекомендации по изучению дисциплины «формы хозяйствования на сельскохозяйственных предприятиях» для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconПаульзен л. Н
Рекомендовано к печати методической комиссией изоп новосибирского государственного аграрного университета

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconОсновы стиховедения
...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconИстория русской литературы XVIII века
...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconД. Е. Любомиров кандидат философских наук, доцент
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской государственной лесотехнической...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconСиндромы традиционной китайской медицины часть I: внутренние синдромы
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией терапевтического факультета Новокузнецкого государственного института усовершенствования...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconМетодические рекомендации по изучению курса Для специальности 031001 Филология (Русский язык)
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...

Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной методической комиссией iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную