План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег»






Скачать 251.31 Kb.
НазваниеПлан «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег»
Дата публикации27.04.2015
Размер251.31 Kb.
ТипТворческая работа
l.120-bal.ru > Право > Творческая работа
Берега человеческой порядочности в творчестве Ю.В.Бондарева

Творческая работа
План
1. «Лейтенантская» военная проза Ю.В.Бондарева - истоки нравственного ориентира для наших поколений.

2. Берега человеческой порядочности в романе «Берег».

3.Оценка современной российской действительности писателем фронтовиком.
«Лейтенантская» военная проза Ю.В.Бондарева

Юрий Васильевич Бондарев - русский советский писатель, относится к числу немногих писателей «счастливого соединения имени и таланта, таланта и славы, заслуженной книгами». Из-под его пера вышли романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), Выбор (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999), «Без милосердия» (2004). А также большое количество повестей: «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969) и многие другие произведения.

Ю.В.Бондарев являлся лауреатом Ленинской премии (1972 год), 2-х Государственных премий СССР (1974 и 1983 год – за свои романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (1975 год – за сценарий кинофильма «Горячий снег»), в 1984 году писатель стал Героем Социалистического Труда. Также он лауреат премий Александра Невского, Льва Толстого, В. К. Тредиаковского, международной премии имени М. Шолохова. Награжден золотой медалью А. А. Фадеева, орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия) и многими другими наградами иностранных государств.

Его произведения и герои стали нравственным ориентиром для нескольких поколений жителей нашей страны, в том числе и нашего студенчества 70-х годов XX века, а для нынешней фашиствующей части молодежи – великий урок человечности и порядочности даже по отношению к врагам, потому что «человек рождается для любви, а не для ненависти.

Произведения автора были переведены более чем на 70 языков мира. За вклад в сохранение исторической памяти героев Сталинградской битвы Юрию Васильевичу Бондареву было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

Именно под Сталинградом в 1942 году начался боевой путь будущего известного писателя.
В 1941 году, будучи комсомольцем, будущий писатель совместно с тысячами молодых москвичей принимал участие в строительстве полосы оборонительных укреплений под Смоленском.

После этого была эвакуация из столицы, уже в эвакуации Бондарев заканчивает 10 класс школы. Летом 1942 года он был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в городе Актюбинск. Уже в октябре 1942 года курсанты данного училища была направлены под Сталинград, на поля грандиозного сражения. В звании младшего лейтенанта Бондарев был назначен командиром минометного расчета в составе 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

В своих книгах на военную тематику Бондарев показывает героизм советских солдат и офицеров, раскрывая их неизменную верность народу и Родине, показывая читателю их психологию.

Именно во время нахождения на фронтах Великой Отечественной войны в сознание Юрия Бондарева окончательно вошли ясные и кристально чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все было очевидно и предельно обнажено: что есть добро, а что есть зло. При этом каждый волей неволей оказывался перед выбором и делал его раз и навсегда. Юрий Бондарев еще тогда навсегда избрал для себя берег человеческой порядочности. Из жестоких боев за Родину он вынес не только память о страданиях и горечь утрат, но и неколебимые нравственные критерии добра, справедливости и гражданского долга. Ратный подвиг русского народа, осмысление этих категорий на войне и в послевоенный период и легли в основу произведений Юрия Бондарева.
Берега человеческой порядочности в романе «Берег».

С начала 70-х гг. в творчестве Юрия Бондарева все сильнее проявляется стремление к поиску как бы второго плана, анализа внутреннего отношения человека к внешним событиям. Поэтому в наши студенческие годы мы не просто изучали, а ждали каждое произведение маститого писателя. Исключительность героической ситуации помогает выявить в ней вечное: драматические отношения мужчины и женщины, трагические связи жизни и смерти, бытия и небытия, они вызывали большую полемику среди молодежи. Именно эти темы становятся основными в тетралогии Юрия Бондарева: «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991). Писатель ставит в центре романа человека, способного уже в силу своей профессиональной принадлежности и творческого потенциала к постановке бытийных проблем, склонного к философско-этическому мышлению.

Роман «Берег» (1975) можно с полным правом назвать вершиной «военной» прозы Ю.В. Бондарева. Секрет успеха «Берега» - это художественное мастерство, неповторимый творческий стиль, высокая нравственная культура и человечность. Главный герой романа `Берег` - выживший в жаркой схватке с фашизмом, помудревший человек, который мучается над многими проблемами бытия, среди которых, однако, главнейшими являются все те же, порожденные войной. Это роман не только о войне, но и о мире, в котором категории войны и мира приобретают универсальный характер. Убежденный в том, что многие проблемы современности своими корнями уходят в прошлое, писатель вновь устремляет свой взор в военное время.

Стремясь совместить два временных плана, современность и военное время - писатель в романе «Берег» прибегает к наиболее естественному и простому решению – кольцевой композиции. Центральную часть романа, рассказывающую о нескольких днях молодого лейтенанта Никитина в мае 1945, обрамляет кольцо первой и третьей частей, повествующих о пребывании русского писателя Никитина в Гамбурге, где он встречается с женщиной (Эммой), в которой узнает немецкую девушку, любимую им 30 лет назад.

«Что же было тогда?» - этим вопросом начинаются воспоминания о войне главного героя романа Вадима Никитина. А был тогда май 1945 года, когда после непродолжительных боев в Берлине батарея, одним из взводов которой командовал двадцатилетний лейтенант Никитин, была отведена в маленький немецкий городок Кёнигсдорф. В последние дни войны, когда уже близка была победа, героев романа ждало еще одно, не менее серьезное испытание - испытание тишиной. Война почти не коснулась этого дачного городка, и не верилось, что всего в нескольких десятках километров отсюда лежал поверженный, в развалинах Берлин. Писатель создает в романе удивительную атмосферу молодости, радости и свежести наступившей весны, противопоставленную царившему в Берлине хаосу разрушения. Теплое майское солнце, цветущие яблоневые сады, аромат сирени, яркая зелень молодой травы - всё это как-то расслабляюще действовало на солдат, которые жили здесь в некоем «состоянии раскованной и ленивой беспечности», радуясь «беззаботности отдыха» [ 1, т. 4, с. 97-98 ].

Лишь изредка Никитина останавливала мысль о том, «что всё это новое, легкое, бездумное, без близости войны, должно вот-вот оборваться, кончиться, исчезнуть, что он, его взвод в немецком городке живут в неправдоподобном и обманывающем тумане счастья, которое не может долго продолжаться» [ 1, т. 4, с. 104 ]. Именно на пороге войны и мира, по мнению Ю.В. Бондарева, выявляются нравственные основы личности, и такая постановка вопроса является новаторской в романе «Берег».

Поднимая кардинальные вопросы человеческого бытия - нравственные, этические, политические, отыскивая не простые и не однозначные ответы, Бондарев и своих читателей побуждает к активной мыслительной деятельности.

"Смысл существования человечества, будущее человечества знаете в чем? - почему-то вспомнил Никитин спор со знакомым молодым физиком год назад. - Смысл - в ускорении движения, в завоевании всего космоса, а потом – вселенной. Но в теории относительности есть одна загадка: если скорость превысит скорость света, то куда приведет нас беспредельно увеличенное движение - в будущее или прошлое? Представьте, что это забросит нас не на Марс, а вернет в эпоху Киевской Руси".     "Зачем человеку вселенная и зачем Киевская Русь? Для чего? У него свой берег, счастливый, разделенный и несчастный..."

     И, закрывая глаза, он представил, как, должно быть, холодно сейчас за металлическим корпусом самолета, оторванного от земли, в безмерной пустыне одиночества, в высотах непробиваемой зловещей тьмы, представил будто навсегда потерянную там, внизу, пылинку планеты, оставленной, оскорбленной людьми, и еще почувствовал, что не хочет расставаться с прошлым, земным, что оно сейчас живет в нем сильнее, материальное, прочнее, чем настоящее, - и радостные осколочки, подобно сновидениям, прошли перед ним с пронзительной, как боль, ясностью настоящего.

Проблематика романа «Берег» имеет четко выраженный философский, нравственно-этический характер. Одно из важных мест в нем занимает проблема вины и сострадания, которая помогает более глубоко раскрыть характеры героев, объяснить их поступки, отношение друг к другу и к жизни. Главные герои повестей и романов Ю.В. Бондарева пройдут очень сложный путь от осознания ответственности за жизни солдат до более глубокого ее понимания.

Проблема сострадания рассматривается писателем в романе «Берег» в широком контексте. Герои Вадим Никитин и Андрей Княжко чувствуют ответственность не только по отношению к своим солдатам или близким, родным людям, но и по отношению ко всем окружающим. С точки зрения милосердия, любви все личности равны, при этом стираются физические, социальные, национальные различия. Его высшим проявлением является сострадание к врагу, которое испытывают Княжко и Никитин.

Они спасают от расправы немцев Эмму Герберт и ее брата Курта. По законам военного времени то, что сделали герои, - это грубое нарушение, грозящее трибуналом: ведь в дом, где располагался взвод Никитина, пробрались немцы. К тому же Курт, хотя и пришел без оружия, был в военном мундире и не скрывал, что он из вервольфа. Сам вид этих немцев мог вызвать только жалость: испуганная, «некрасивая в своём разъятом страхе» Эмма и «ссутуленный, безобразный в своей худобе и внешне воинственной нелепости» Курт [ 1, т. 4, с. 147 ].

Почему Никитин и Княжко без колебаний отпустили немцев и так уверены в своей правоте? Всё дело в том, что есть еще кроме военной целесообразности другая, высшая Правда. По ее законам поступают герои, ею руководствуются не только в конкретных действиях, но и придерживаются ее принципов на протяжении всей жизни. «Ни один поступок человека не случаен; каждый - есть созревший результат всей его предшествующей жизни, проявление всего его личного уклада, - писал И.А. Ильин. - Каждый из нас совершает свой поступок не только усилием, фактически его осуществляющим, но и всем процессом своей предшествующей жизни». [236, с. 55 ]. Так и решение Никитина и Княжко не случайно: нарушая законы военного времени, герои поступают так, как подсказала им совесть. Они спасают Эмму и Курта потому, что не видят в них врагов, не воспринимают их как врагов, испытывают к ним жалость и сострадание. Примечательно, что их решению противились лишь Гранатуров и Меженин, все остальные солдаты оказали им «молчаливую поддержку» перед офицером комендатуры.

Точно так же Андрей Княжко не увидит врагов в немецких мальчишках в лесничестве. Сцену боя в лесничестве предваряет эпизод, в котором герои натолкнулись на тело убитого мальчика-немца. «В новом зеленом мундире, он лежал очень неловко, боком, в скрюченной позе будто навсегда застылого в агонии бега, одна нога подтянута к животу, другая, в неизношенном запыленном сапоге, вытянута, юное, подернутое трупной желтизной лицо мальчика притиснуто правым виском к сведенным в ковшик окровавленным пальцам, изуродовано окаменелой гримасой ужаса, рот стыло натянут в предсмертном, зовущем на помощь крике, но отросшие и по-девичьи нежные льняные волосы еще жили, светились в наклонных сквозь ветви стрелочках солнца, мерещилось, обманывая неисчезшим блеском собственную гибель, которую он встретил здесь. По его трупному лицу бурыми точками ползали муравьи, хлопотливо копошились в ресницах, выпивая последнюю влагу, заползали по неподвижным губам в открытый рот, и Никитин подумал, что убит он был час или полтора часа назад» [ 1, т. 4, с. 212 ].

Образ убитого мальчика-немца вызовет у Княжко и Никитина иные эмоции, подтолкнет их на глубокие раздумья о жизни и смерти, о войне и мире. Сколько лет этому мальчику? Откуда он? Эти столь естественные вопросы Княжко вызовут недоумение пехотинца Перлина, для которого убитый мальчик - всего лишь «гитлерчонок», один из многих, кто остался лежать в этом лесу. В его карманах - вещи, бесполезные с точки зрения прошедших долгую войну солдат: перочинный ножичек, потускневший значок, пачка начатых раскрошенных галет... Рядом с ним даже не было оружия, а этот бой был для него, наверное, первым. «Он убегал от смерти и бросил оружие, как ненужную игрушку» [ 1, т. 4, с. 213 ], - подумает о нем Никитин.

«Берег» можно рассматривать как роман об обретении (возможно, иллюзорном, возможно, на грани небытия) собственного берега и любви. Автобиографичность главных героев не в плане внешнего событийного ряда, но в плане жизни внутренней – представляется вполне очевидной. Через 30 лет писатель Никитин - творческая личность. Это преуспевающий человек, полностью реализовавший свой творческий потенциал. Он не знает материальных проблем, получивший почести и признание на родине и за рубежом, человек абсолютно свободный – и в средствах, и в возможностях, находящий понимание и любовь в семье, богатый друзьями, свободно путешествующий по миру, добившийся своим трудом того, чего был лишен простой советский человек. Но положение полного внешнего благополучия контрастирует с мироощущением героя.

Это страдающий человек, склонный к беспощадному самосуду. Он ищет и находит свою вину там, где другой не увидел бы даже намека на нее. Основное действие переводится во внесобытийный ряд, чередование сцен и эпизодов подчинено не только и не столько сюжетной канве, сколько поиску собственной, поначалу едва уловимой для героя вины.

Сюжет мотивирован не реальной последовательностью событий, но цепью ассоциаций героя, его мучительными попытками выявить исток собственной неудовлетворенности и собой, и общим состоянием мира, внешне, как казалось тогда, вполне благополучным. В романе тема войны по-прежнему является для Юрия Бондарева точкой отсчета всех нравственных ориентиров.

В романе главным оказывается не противостояние двух систем, не политические споры западных немцев с советскими писателями, не «бичевание», как многим казалось тогда, западного мира, утратившего моральные ценности. Главное – самонаказание героя, обретшего, как он понял в Гамбурге, свой берег любви и добра в победном мае и ушедшего от него в своей удачной и внешне блестящей жизни, которая на деле оказалась не историей обретения, а трагической потерей идеала человеческой любви. Любовь уже была обретена тогда; сейчас, встретившись с ней еще раз, Никитин мучительно солгал Эмме, что не узнает ее. Идея нравственного поиска, самосуда и самонаказания становится важнейшей для героя.

Оценка современной российской действительности писателем фронтовиком или Талант быть человеком.

Писатель Юрий Бондарев был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя самыми почитаемыми солдатскими медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», рядом польских наград. На войне писатель вступил в коммунистическую партию и оставался верен ей до ее ликвидации в 1991 году.

Юрий Бондарев достаточно жестко оценивает современную российскую действительность. По его словам, мы живем в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. «Наша свобода – это свобода плевка в свое прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое...». Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.
Примечательно, что в том же 1991 году Юрий Бондарев подписал обращение «Слово к народу». Авторы данного обращения, которое было напечатано в газете «Советская Россия», обращались к гражданам страны с критикой Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, призывали предотвратить распад страны и создавать оппозиционные движения.
В 1994 году писатель отказался принимать из рук Б. Н. Ельцина орден «Дружбы народов». Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Такова гражданская позиция писателя-фронтовика.

И низкий поклон ему за талант быть Человеком.
Мажуда Шамсутдинова, руководитель МОО книголюбов «Содружество «Белые лебеди».

Зайнуллина Лиана Касимханова

МБОУ Башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский

При проведении внеурочного мероприятия, посвященного 70летию Победы в В.О.В. с обращением к произведениям Ю. Бондарева, есть возможность подобрать вариант, интересный и для детей, и для педагога.

Например, в качестве одного из таких вариантов можно использовать обращение к фактам биографии Юрия Бондарева (особенно к тем фактам, которые касаются его участия в В.О.В. (его долгий путь от Сталинграда до Чехословакии)). Также важно обращение к роману «Горячий снег», который особо дорог автору. Необходимо подчеркнуть, что действие романа начинается именно под Сталинградом. Обязательно нужно предоставить детям образ простого русского солдата, который выражен в романе во всей полноте (Чибисов, Евстигнеев и др.). Важно обратить внимание учащихся на высокую оценку отданной за Родину жизни. Разумеется, все это должно быть представлено вкупе с ИКР (слайды, песни военных лет, документальные фильмы и др. материалы).

Максимова Н.А.

Учитель историк «Башкирской гимназии

с. Зилаир»

Зилаирский р-н
Юрий Бондарев, роман «Горячий снег»

Писатель Юрий Бондарев – участник войны, артиллерист 2 Гвардейской дивизии, прошедший путь от Сталинграда до Чехословакии. Принимал участие в сражениях в заволжских степях в декабре 1942 года. Как сам пишет Юрий Бондарев «Конечно, если бы я не принимал участие в сражениях, которые 2-я Гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Монштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт, и время, что прошло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе». Совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.

В одном интервью Юрий Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь нужное впечатление рождается в душе читателя от названия романа. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Действие романа ограничивается несколькими днями, в течении которых герои обороняют маленький уголок земли от немецких танков дивизии Монштейна, который шел на помощь армии Паулюса, чтобы вывести из окружения. От успеха этой операции зависел исход битвы на Волге. В произведении ярко показана роль не только командующих, но и простого солдата. Небольшое число персонажей – Дроздовский, Кузнецов, Уханов, Рубин – частичка Великой армии. Характеры раскрываются не отдельно от войны, а во взаимосвязи с нею. Образ вставших на борьбу простого русского солдата, образ Чибикова, Евстигнеева, ездового Рубина, Касимова, Сергуненко. Произведение показывает высокую цену отданной за Родину жизни. Чудовищность войны больше всего выражается в гибели. На войне, в этих ужасных условиях рождается и светлое чувство любви между санитаром Зоей и Кузнецовым. Оно складывается в короткие сроки марша и битвой. Скоро Кузнецов оплакивает Зою, именно из этих строчек как бы появляется название, когда герои, вытирая мокрое от слез лицо: «Снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

В произведении показан крупным планом человек, простой солдат, его душа, вера в себя и своих товарищей, его готовность отдать свою жизнь за Родину.

Как написал замечательный поэт Михаил Львов:
«Клубились яростью метели

По Сталинградской по земле.

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

Машинам жарко и пехоте,
И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек
В горячий снег, в кровавый снег.

А дома – мамы поседели.
У дома – вишни зацвели.
А у тебя в глазах навек –
Горячий снег, кровавый снег.»
Этими словами – начало – мы открываем, последним четверостишием закрываем конференцию учащихся «Роль простого солдата, человека в годы Великой Отечественной войны на примере романа Юрия Бондарева «Горячий снег»».

Сухарева Н.И., МБОУ СОШ №17

Юрий Васильевич Бондарев, писатель, родился 15.03.24 г. в городе Орске Оренбургской области. В 1931 г. переехал с Москву с родителями. Со школьной скамьи призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия.

В 1945 г. после второго ранения демобилизовался.

В 1946 г. стал студентом Литературного института им. М. Горького в Москве, где занимался в семинаре К.Г. Паустовского.

В 1949 г. появляются в журнале первые рассказы Ю. Бондарева «Быки», «Клара», «Поздним вечером», «Простите нас», «Река», «Игра», «Степь», «Незабываемое» и др.

В 1951 г. принят в союз писателей СССР.

В 1956 г. первая повесть «Юность командиров» увидела свет. Это рассказ о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и мирные дни. Широкую известность писателю принесли 2 повести: «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.). Это образцы жанра лирической фронтовой повести.

Роман Бондарева «Тишина» (1962-1964 гг.) – одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. В «Тишине», как и в повести «Родственники» (1969 .г) в центре внимания автора – проблема нравственности в их связи с прошлым и настоящим. Большой успех имел роман «Горячий снег»(1970 г.) в котором вплотную автор подошел к созданию эпического полотна, хотя действие произведения ограниченно одними сутками и одним событием – боями на подступах к Сталинграду.

В следующих романах – «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994 – 1995 гг.) – Бондарев Ю.В. обратился к судьбам русской интеллигенции II половины XX века (его герои – писатель, художник, кинорежиссер, ученый).

Публицистика Ю. Бондарева – сбор статей «Поиск истинны» (1976 г.), «Человек несет в себе мир» (1980 г.), Бондарев Ю. проявляет себя как представитель патриотического лагеря.

Им созданы киносценарии по собственным произведениям: сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1972 г.). С конца 60-х руководил Союзом писателей, депутат Верховного Совета РСФСР, делегат нескольких союзов КПСС. Награжден Ленинской премией (1972 г.) и дважды – Государственной премией СССР (1977г., 1983г.).

Тема массового героизма народа в дни самых жестоких испытаний, которую начал разрабатывать Юрий Бондарев еще в первых своих военных повестях, получила в произведении «Горячий снег» наиболее полное воплощение.

Выступление на заседании «круглого стола», посвященного творчеству Ю.В. Бондарева.

События романа Ю. Бондарева «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом в холодном декабре 1942г., когда одна из наших армий сдерживала удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, которая стремилась пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От исходы этой операции зависел в значительной степени исход битвы на Волге.

Время романа ограничено всего несколькими днями, в течении которого герои Ю. Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пяточек земли от немецких танков. Главные герои романа – бойцы батареи Дроздовского и старшие офицеры – командир дивизии – полковник Деев и командир армии - генерал Бессонов. Все герои, даже их прошлое, их характеры живут не отдельно от войны, а взаимосвязаны с ней.

С войной и смертью в романе тесно связана и возникающая между двумя героями – Кузнецовым и Зоей – любовь. Именно война способствовала стремительному развитию этой любви. И даже название романа взято из строк, когда Кузнецов видит погибшую Зою и вытирает мокрое от слез лицо, «Снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

И насколько трогательно звучат вместе с текстом романа стихи:

«Клубились яростно метели 
По сталинградской по земле. 
Дымились потные шинели, 
И шли солдаты по золе. 

И танк в сугробе как в болоте, 
И бьют снаряды по броне. 
Снежинки таяли в полёте, 
Как ветки с листьями в огне. 

И падал в битве человек 
В горячий снег, в кровавый снег».

Да, Батарея Дроздовского погибла, осталось четверо, но все они – победители, герои. И их подвиг – останется в веках в памяти всех поколений.

Неслучайно практически после выхода романа в 1972 г. вышел фильм «Горячий снег» режиссера Гавриила Егиазарова, фильм – до наших дней не оставляющий ни одного зрителя равнодушным. Форма – литература – сузыкальная композиция.

Учитель истории г. Воркуты

Тывонюк Елена Анатольевна

ГОШИ «ОШИ ООО №1» г.Воркуты

ПРОТОКОЛ

круглого стола «Методические рекомендации по организации и проведению внеурочных мероприятий среди старшеклассников по книгам Ю. В. Бондарева к 70-летию Победы»

от 18 января 2014 года

Присутствовали: учителя истории и обществознания МР Иглинский район РБ.

Повестка дня: обсудить и подготовить методические рекомендации по организации и проведению внеурочных мероприятий среди старшеклассников по книгам Ю.В. Бондарева к 70-летию Победы.

Выступили:

1. Михайлова Г.Я. – учитель МБОУ СОШ №2 с. Иглино с приветственным словом участников круглого стола и с призывом активно участвовать в работе. Внеклассные мероприятия, посвященные теме Великой Отечественной войны по произведениям Ю.Бондарева, рекомендовала начать с рассказа биографии писателя с использованием презентации, где презентацию и рассказ можно поручить подготовить учащимся.

2. Каримова А.Я. – учитель МБОУ СОШ с. Улу-Теляк, отметила, что возможно проведение историко-литературного вечера по данной теме, привлекая учителей литературы, истории, музыки, ИЗО и библиотекаря. Задача учителя литературы – обеспечить прочтение произведений Ю.В. Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Учителю истории необходимо подготовить видеоматериал, соответствующий теме. Учителю музыки – необходимое музыкальное сопровождение, учителю ИЗО можно организовать выставку рисунков учащихся и репродукций по теме, а библиотекарю рекомендовать оформить выставку книг Ю.В. Бондарева.

3. Боброва И.Ю. – учитель МБОУ СОШ с. Урман предложила задействовать в данном мероприятии и заместителей директора по воспитательной работе. Под их руководством должен пройти историко-литературный вечер, а именно они должны будут продумать ход мероприятия, а также подготовить с учащимися инсценировку отрывка или отрывков из произведений Ю.В. Бондарева с использованием декораций, костюмов и т.д.

4. Ялаева З.Р. – учитель МБОУ СОШ с. Ауструм, предложила во время проведения внеклассного мероприятия активно использовать ТСО (интерактивную доску, презентации, просмотр отрывков художественных и документальных фильмов, связанные с этим событием). Это позволит глубже отразить события этого периода.

5. Марзукова Л.А. – МБОУ СОШ с. Казаяк акцентировала внимание на экскурсии в школьный музей, с целью ознакомления с биографиями героев односельчан, участвовавших в событиях, описываемых Ю.В.Бондаревым в своих произведениях.

6. Зевахина В.Г. – учитель МОУ СОШ с. Михайловка, рекомендовала чтение 2-3х отрывков (эпизодов) битвы, из произведений Ю.В. Бондарева, для того, чтобы по-настоящему прочувствовать дух военного времени.

7. Еникеева Л.П. – учитель МБОУ СОШ с. Кудеевка, посоветовала просмотр видеофильмов по книгам Ю.В.Бондарева. Написание обучающимися сообщений-размышлений, по просмотренным фильмам. Пригласить ветеранов войны на мероприятия, посвященные этому событию, также дети могут сходить к ним домой и записать их воспоминания о войне.

8. Филимонова Т.Л. – учитель МБОУ СОШ с. Калтыманово добавила то, что ввиду старшего возраста учащихся, им можно предложить полностью подготовить презентацию, фотовыставку.

Михайлова Г.Я. подвела итог обсуждения, где высказала мнение большинства присутствующих о том, что предложенные учителями рекомендации доступны и могут быть использованы при подготовке и проведении внеурочного мероприятия по данной теме.

ПРОТОКОЛ

круглого стола «Методические рекомендации по организации и проведению внеурочных мероприятий среди старшеклассников по книгам Ю. В. Бондарева к 70-летию Победы»

от 21 февраля 2014 года

Председатель: Дуй И.Н.

Секретарь: Сухарева Н.И.

Присутствовали: 41 слушателя курсов повышения квалификации – учителя истории и обществознания

Повестка дня: обсудить и подготовить методические рекомендации по организации и проведению внеурочных мероприятий среди старшеклассников по книгам Ю.. Бондарева к 70-летию Победы.

Выступили:

  1. Дуй И.Н. – учитель истории и обществознания – лицей № 83 г. Уфа – приветствовала участников круглого стола, призвала активно участвовать в работе. Обратила внимание на актуальность проблемы, рекомендовала активизировать использование ИКТ – дать поручения учащимся создать презентацию по биографии и творчеству Ю.В.Бондарева (15 марта 2014 г. исполнится 90 лет) – воспользоваться материалами интернета. Привлечь к проведению внеклассных мероприятий школьных библиотекарей и классных руководителей.

  2. Сухарева Н.И. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №17 г. Уфа. Отметила, что возможно проведение историко-литературного вечера по данной теме, привлекая учителей истории, музыки, ИЗО и библиотекаря. Задача учителя литературы – обеспечить прочтение произведений Ю.В.Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Учителю истории необходимо подготовить видеоматериал, соответствующий теме. Учителю музыки – необходимо подготовить музыкальное сопровождение, учителю ИЗО можно организовать выставку рисунков учащихся и репродукций по теме, а библиотекарю рекомендовать оформить выставку книг Ю.В.Бондарева.

  3. Синенко С.Н. – учитель истории и обществознания СБОУ СОШ №40 г. Уфа. Предложила провести классный час в 11 классе по теме: «Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах и художественной литературе (роман Ю.Бондарева «Горячий снег»)» с целью вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности писателя – фронтовика, участника событий, к поднятым в обществе проблемам, связанным с Великой Отечественной войной, воспитание чувств патриотизма и гордость за свою страну, свой народ.

  4. Зайцева С.Р. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 г. Туймазы. Предложила провести классный час в форме презентации в 9х-10х классах по теме: «Массовый героизм в годы Великой Отечественной войны» (по произведениям Ю.Бондарева).

  5. Попова У.И. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ д. Иштыбаево, Мишкинский р-н, РБ. Предложила провести литературно-историческую конференцию учащихся как внеурочное мероприятие по теме: «Человек и война» (по произведениям Ю.Бондарева).

  6. Зайнуллина Л.К. – учитель истории МБОУ СОШ Башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский. Предложила провести внеурочное мероприятие по теме: «Образ русского солдата в произведениях Ю.Бондарева» с использованием ИКТ( слайды, песни военных лет, документальные фильмы и другие материалы, презентации).

  7. Тывонюк Е. А. – учитель истории ГОНШ «ОШИ ООО №1» г. Воркуты, предложила провести литературно-музыкальную композицию с использованием ИКТ или встречу с ветеранами ВО войны на основе романа Ю.В. Бондарева.

  8. Зотов И.В. – учитель истории с. Николаевка МБОУ СОШ Уфимский район. Велика роль произведений Ю.Бондарева во внеклассной работе, особенно во время произведения февральского месячника военно-патриотического воспитания. Кадры из фильма «Горячий снег», отрывки из военных произведений Бондарева оживают в сознании детей исторические хроники видеореконструкций и текст учебника. Провести в форме классного часа.

  9. Михайлова А.Б. – учитель истории Мишкинский р-н, МБОУ СОШ д. Елышево. Предлагает провести классный час по теме «Встреча с участником Великой Отечественной войны» (Сталинградской битвы) на основе книги Ю.Бондарева «Горячий снег».

Дуй И.Н. подвела итог обсуждения, поблагодарила участников и выразила мнение о полезности данных рекомендаций и возможности их использования

Протокол

Круглого стола на тему: Патриотическое воспитание старшеклассников по произведениям Ю.В. Бондарева».

14.12.2013г. – село Архангельское РБ

Присутствовали учителя истории и обществознания школ района.

Выступления в прениях.

Д.Ш. Асадуллина.

«Человек на войне». Что такое патриотизм? – это любовь к Родине, Отечеству. «Батальоны просят огня» впервые здесь поставлен вопрос о средствах, которыми была достигнула победа. Автор напоминает нам, кто мы есть. Страна до сих пор нуждается в патриотах.

Трефилова С.П.

Художественные произведения помогают школьникам сохранению преемственности поколений, через систему образов, показывают все богатство нравственного мира людей. Воспитательное воздействие через этапы гораздо важнее, чем через разум. Кто прошел войну от начала до конца, только тот мог написать такие произведения как «Тишина», «Батальоны просят огня»

Губина Е.Ю. «Патриотическое воспитание школьников на уроке истории»

Родина, родная земля, эти понятия позволяют понять свое место на земле. Прививать уважительное отношение к людям. На уроке истории нужно давать детям отрывки из произведений, чтобы они ознакомились и высказали свое мнение. Они запомнят эти события и вырастут патриотами своей Родины.

Иштуганова Т.М.

Ключевский. «Каждый из нас хоть немного должен быть патриотом». Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Цель: научить ребят любить, уважать свой народ, Родину.

Мустафин Р.И.: «Взгляд на современность Ю.В. Бондарева»

Люди приходят к пониманию патриотизм по разному: один через природу или искусство родной страны, другой через ее историю, третий через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропинку к каждому сердцу.

Зулкармаев К.Х. «Вклад уроженцев Архангельского района в Отечественной войне г.»

Три полка из Башкирии принимали участие в войне 1812 г. Многие были награждены орденами и медалями.

Рахматуллин Р.М. «Место учителя в воспитании патриотизма».

Учитель сам в первую очередь должен быть патриотом. Чтобы дети это прочувствовали. Учить не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться. Начинать нужно с уважения к своим корням. К своей матери.

Хасанова Э.С. «Непрерывность жизни человека и человечества»

«Горячий снег» любовь и ненависть герои выражают своими действиями, подвигами. На уроках истории, на занятия кружка мы пытаемся привить детям любовь к Родине. Зачитала письмо своего деда, участника войны. Там где свистели пули, он думал о жене, о сыне. Погиб в ходе Сталинградской битвы, место захоронения неизвестно.

Еремина Е.Е. Патриотическое воспитание на уроках истории по произведениям Бондарева.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слово «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу. Самое главное быть самим патриотом.

Вольберг Е.И. Патриотическое воспитание на уроках истории.

Современному обществу нужны патриоты, любящие свою Родину. Цель: заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы.

Потребность в постоянном общении с историческим прошлым. Художественные произведения помогают школьникам сохранить преемственность поколений.

Хисматуллина К.Ш. «Произведения Ю.В. Бондарева – открытия о войне».

В своих произведениях Ю. Бондарев утверждает, что «величайшая ценность - человек, всей своей жизнью отстаивающий высокие принципы нравственности». В ранних рассказах и повестях появился пристальный интерес писателя к нравственной проблематике, к драматическим моментам внутренней жизни человека. «Долг – подчеркивает писатель,- это категория имеющая отношение к смыслу человеческой жизни». Писатель не сразу подошел к художественному исследованию судеб своего поколения на войне.

Суровая правда о войне для Юрия Бондарева – это и предельная достоверность и действительность деталей времени».

Решение круглого стола

  1. Формировать у учащихся социально-гражданскую основу, гражданскую позицию; воспитание нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к сутьбе Отечества, используя произведения Ю. Бондарева «Тишина», «Берег», «Горячий снег» и др.

  2. Подготовить учащихся и подвести к пониманию принятия на себя моральной ответственности за прошлое, настоящее, будущее своей страны, опираясь на произведения Ю. Бондарева, как человека патриота.

  3. Создать условия для развития гражданской активности и накопления учащимися опыта патриотизма, участвуя в реально значимых делах (работа в краеведческих кружках, музеях, факультативах, участие в олимпиадах).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconВоенная проза конца
Военная проза конца 1950-х середины 1980-х гг в контексте литературных традиций

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconМетодические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца»
«Эхо войны и память сердца»: Лейтенантская проза писателей фронтового поколения. Цикл литературных бесед /Сост. И. Е. Иноземцева,...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconСергея Бондарева «Рассмотрена»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconБожественный план для учреждений высшего образования
Господь дал нам план, благодаря которому многие из учащихся наших учебных заведений могут приобрести те практические уроки, которые...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconВ периоды смены общественных формаций нарушается преемственность...
Подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconОбраз аркадии в английском романе ХХ века
Охватывает все сферы человеческой деятельности. Появляется угроза «растворения» отдельных народов в неком «наднациональном единстве»,...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconОбраз аркадии в английском романе ХХ века
Охватывает все сферы человеческой деятельности. Появляется угроза «растворения» отдельных народов в неком «наднациональном единстве»,...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconЛитература по дисциплине «Военная гигиена и эпидемиология»
Рекомендуемая литература по дисциплине «Военная гигиена и эпидемиология» для специальности «медицинская биохимия»

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» icon«Отца и Сына» в романе: проблема «встречи» как завершения «духовной...
Новаторство Д. Джойса – проблема повествования в романе: стиль «потока сознания»; автор, герой и читатель в модернистском тексте;...

План «Лейтенантская» военная проза Ю. В. Бондарева истоки нравственного ориентира для наших поколений. Берега человеческой порядочности в романе «Берег» iconПлан Введение «Этические и эстетические» координации в романе Д....
«Этические и эстетические» координации в романе Д. Рубиной «На солнечной стороне улицы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную