Скачать 246.92 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ) Кафедра государственного права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА Специальность: 030501.65 Юриспруденция Специализация: Государственно-правовая, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая Квалификация: Юрист Составитель: канд. юрид. наук, доцент Босова Е.Н. Уфа 2013 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Институт гражданства» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке специалистов 030501 — Юриспруденция, специализации: государственно-правовая; квалификация «специалист». Гражданство ─ явление многосложное, в этом особенность его природы. Оно может быть национальным и двойным, федеративным и республиканским, прирождённым и приобретённым. Гражданство, как правило, определяется как связь индивида с государством, но очевидно, оно в тоже время представляет собой и определённое состояние общества. Юридическая природа гражданства включает и институт права, и правоотношение, и субъективное право. Содержание гражданства также динамично, поскольку отражает малейшие изменения в государстве, политическом режиме, правовом положении граждан. Исследование гражданства является частью более глобальной проблемы взаимоотношений личности и государства. Динамичность института гражданства, многогранность и наличие проблем, связанных с его развитием свидетельствуют об актуальности и важности изучения данной дисциплины. Цель курса – ознакомить студентов с вопросами связанными с реализацией института гражданства в Российской Федерации. Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие задачи:
2. Требования к уровню освоения дисциплины Курс базируется на знаниях и навыках, ранее приобретенных студентами в процессе изучения таких дисциплин как «Теория государства и права», «Конституционное (государственное) право РФ», «Конституционное право зарубежных стран», «Политология» «Философия». В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление, что гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, и данная связь является особенной; Знать развитие и совершенствование института гражданства в Российской Федерации. Знать нормы Конституции, Федерального закона о гражданстве 2002 года, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и Указ Президента по этому же вопросу – 14 ноября 2002 года, а также ряд других новых правовых актов, предложенных преподавателем. Уметь: свободно оперировать понятиями и терминами в сфере гражданства, ориентироваться в правовых нормах, составляющих институт гражданства, уметь их применять в конкретных ситуациях. Приобрести навыки работы с разнообразными источниками исследований (в том числе статистической информацией, официальными документами, данными социологических исследований и т.д.), навыки публичной речи и презентации; навыки и умения работы в команде; интернет-навигации по сайтам органов государственной власти различных стран. Программой дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация в форме зачёта. 3. Тематический план курса
4. Содержание курса Раздел 1. Общие положения о гражданстве. Тема 1. Гражданство как предпосылки правового статуса человека. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Природа и сущность прав человека. Правовой статус личности. Гражданства как устойчивая правовая связь лица с государством. Тема 2. Понятие и принципы гражданства. Понятие единое гражданство. Двойное гражданство и два гражданства. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации и брак. Гражданство детей. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации. Тема 3. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Положения Конституции РФ о гражданстве. Законодательство о гражданстве Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации и соглашения о гражданстве. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников. Законодательство в области отношений с соотечественниками. Раздел 2. Гражданство Российской Федерации. Тема 4. Приобретение гражданства. Основания приобретения гражданства Российской Федерации. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. Тема 5. Прекращение гражданства. Основания прекращения гражданства Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации. Тема 6. Гражданство детей. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей. Гражданство детей при усыновлении (удочерении). Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство. Раздел 3.Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Тема 7. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве. Полномочия Президента Российской Федерации. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации. Тема 8. Производство по делам о гражданстве. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Взимание государственной пошлины и консульских сборов. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Тема 9. Отмена решений по вопросам гражданства. Обжалование решений органов ведающих делами о гражданстве и их должностных лиц. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица. 5. План практических и семинарских занятий Раздел 1. Общие положения о гражданстве Тема 1. Гражданства как устойчивая правовая связь лица с государством. Вопросы для обсуждения:
Раздел 2.Гражданство Российской Федерации Тема 2. Гражданство Российской Федерации и способы приобретения гражданства. Вопросы для обсуждения:
Тема 3. Понятие гражданства и способы утраты гражданства. Вопросы для обсуждения:
Тема 4. Принцип двойного гражданства. Вопросы для обсуждения:
Раздел 3.Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации Тема 5. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве. Вопросы для обсуждения:
Тема 6. Производство по делам о гражданстве. Вопросы для обсуждения:
Тема 7. Разрешение споров по вопросам гражданства. Вопросы для обсуждения:
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. аттестационные вопросы
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Конституционное право зарубежных стран: Учебник / МГИМО (У) МИД РФ; Под общ. ред. М.В. Баглая и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 1088 с. //Znanium.com Дополнительная литература:
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
10. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина «Институт гражданства» решает следующие задачи:
Освоение дисциплины «Институт гражданства» предполагает следующие формы работы: - лекции; - практические занятия; - самостоятельная работа студентов;
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами: - научности; - гражданственности; - фундаментальности и творческой активности; - доступности обучения при достаточном уровне его трудности. При чтении лекций необходимо придерживаться следующих рекомендаций: В лекциях необходимо сочетать теоретические материалы и практические примеры, представляющие практику деятельности органов, в полномочия которых входит решение вопросов о гражданстве, нормативно-правовую базу, регулирующую общественные отношения в этой сфере. В лекциях необходимо рассматривать вопросы в динамике перехода и формирования законодательства в области гражданства. Преподаватель на лекционных занятиях обозначает перечень нормативно-правовых актов в соответствии с темой учебного курса. Учитывая то, что вопросы гражданства являются достаточно динамичными, необходимо рекомендовать студентам использование дополнительных источников – аналитические и мониторинговые материалы экспертных организаций, материалы периодических изданий. На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы: - дискуссия; - выступление с докладами; - составление проектов решений; - решение тестовых заданий; - оценка (разбор) конкретных ситуаций из практики; Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:
Для освоения дисциплины «Институт гражданства» рекомендуется использовать следующие методы обучения: - методы устного изложения знаний (лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы); - методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; - методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала; - методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, решение задач; - методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов (наблюдение за работой студентов, устный опрос, тестирование). Для освоения дисциплины «Институт гражданства» рекомендуется использовать следующие средства обучения: раздаточный материал (извлечения из нормативных актов, схемы, трансляция слайдов на проекторе, тестирование на компьютере и т.п. 9.2 Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента В рамках дисциплины предполагается изучение следующих разделов: 1. Общие положения о гражданстве 2. Гражданство Российской Федерации 3. Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации Ключевыми понятиями раздела 1 являются: гражданство, подданство, единое гражданство, двойное гражданство, законодательство о гражданстве. Изучая раздел 1, студент освоит, что гражданство является обеспечением политико-юридической связи между народным суверенитетом и свободой личности. В прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство – непременная предпосылка для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другими законами обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства служит отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства . Выполняя практические задания 1 раздела, необходимо придерживаться следующего алгоритма: изучить конспект лекций по данному разделу, затем проанализировать учебную литературу по этому вопросу, охарактеризовать правовые акты (правовые нормы), регулирующие данные правоотношения, обратиться к научным статьям данной тематики, стараясь глубже изучить вопросы семинара, выделить проблемные моменты правоприменительной практики, законспектировать материал, подготовить краткое выступление по вопросам семинара. Ключевыми понятиями раздела 2 являются: приобретение гражданства, прекращение гражданства, гражданство детей. Изучая раздел 2, необходимо уяснить два основных способа приобретения гражданства - первоначальный и производный. Первый - приобретение гражданства при рождении (филиация). Второй - приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение). Термин "натурализация" обычно используется в узком смысле для обозначения приема в гражданство по заявлению. В широком смысле он охватывает все способы приобретения гражданства после рождения, включая вступление в брак, оптацию (выбор гражданства из двух или более возможных) и др. Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них - принцип права крови (jus sanguinis), другой - принцип права почвы (jus soli). В соответствии с первым ребенок приобретает гражданство родителей. В соответствии со вторым гражданство ребенка определяется местом рождения. Каждый из этих принципов имеет свои недостатки. Поэтому получили распространение смешанные системы. Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а также по некоторым другим, более редким причинам. Отказ от гражданства или выход из него могут иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения соответствующего заявления обычно устанавливаются законом, и при отсутствии таких оснований в удовлетворении заявления не должно быть отказано. Выполняя практические задания 2 раздела, необходимо придерживаться следующего алгоритма: изучить конспект лекций по данному разделу, затем проанализировать учебную литературу по этому вопросу, охарактеризовать правовые акты (правовые нормы), регулирующие данные правоотношения, обратиться к научным статьям данной тематики, стараясь глубже изучить вопросы семинара, выделить проблемные моменты правоприменительной практики, законспектировать материал, подготовить краткое выступление по вопросам семинара. Ключевыми понятиями раздела 3 являются: органы по делам о гражданстве, заявление, рассмотрение, принятие решения, отказ, исполнение решения, обжалование. Изучая раздел 3, следует обратить внимание на то, что в Законе о гражданстве подробно регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и представлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека. Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Выполняя практические задания 3 раздела, необходимо придерживаться следующего алгоритма: изучить конспект лекций по данному разделу, затем проанализировать учебную литературу по этому вопросу, охарактеризовать правовые акты (правовые нормы), регулирующие данные правоотношения, обратиться к научным статьям данной тематики, стараясь глубже изучить вопросы семинара, выделить проблемные моменты правоприменительной практики, законспектировать материал, подготовить краткое выступление по вопросам семинара. |
![]() | И в этой связи, студентам также необходимо получить навыки правильного применения норм различных отраслей права, регулирующих оборот... | ![]() | Дисциплина «Проблемы преодоления противодействия уголовному судопроизводству» является дисциплиной уголовно-правовой специализации... |
![]() | Направление подготовки: 080200. 62 менеджмент, 081100. 62 государственное и муниципальное управление | ![]() | Дисциплина «Российское предпринимательское право» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин... |
![]() | Специализации: Государственно-правовая, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, экономика и управление в социальной работе; Семейная... | ![]() | Дисциплина «Арбитражный процесс» является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин по подготовке... |
![]() | Специализация: Информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, Корпоративные экономические информационные системы | ![]() | Курс «Организация, формы и методы психокоррекции и психотерапии» предусматривает овладение студентами основными формами и методами... |
![]() | Дисциплина «Афазиология» является частью цикла «В. Од профессиональный цикл» ооп впо по направлению подготовки 050700. 62 Специальное... | ![]() | Дисциплина «Средневековая культура», является дисциплиной специализации общепрофессионального цикла по подготовке специалистов 0304001.... |