Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7






Скачать 190.16 Kb.
НазваниеМетодические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7
Дата публикации09.02.2017
Размер190.16 Kb.
ТипМетодические указания
l.120-bal.ru > Право > Методические указания
АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра всеобщей истории

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ
Методические указания

Для студентов со специальностью «юриспруденция»
Количество аудиторных часов – 32

Количество тем – 7

БАРНАУЛ 2010
Тема №1 «Формирование государства парламентского типа в Англии ходе революции 17 века»

Занятие 1. Политическая борьба в ходе революции


  1. Мирный период революции (1640-1642 гг.); начало буржуазных преобразований.

  2. Пресвитериане и индепенденты: политические программы («Великая ремонстрация», «Главы предложений») и сущность разногласий.

3. Борьба левеллеров за углубление революции; программа «Народное соглашение».

  1. Идейные разногласия индепендентов и левеллеров.


Цель семинара - систематизировать и обобщить идейно-политическое творчество партий в революции – пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Следует иметь в виду, - появление политических партий различного толка – это один из ярких показателей формирования буржуазной политической структуры. Появление политического спектра с четким размежеванием «правое крыло – центр - левое крыло» доказывает стремление всех слоев английского общества к участию в преобразованиях.

Проведите сравнительный анализ политических программ партий («Великая Ремонстрация», «Главы предложений» и «Народное соглашение»).

Составьте на выбор конспект-анализ статьи А.Адо «Идейный конфликт индепендентов и левеллеров…» или статьи М.И.Бацера «Левеллеры против Кромвеля». По материалам статей и на основе текстов политических программ двух партий продумайте и объясните место и роль партии левеллеров в истории английской революции; в мировой политической истории. Конспектируя статью А.Адо, обратите особое внимание на идейное обоснование партиями тех или иных пунктов программ, в частности, на различие в трактовках таких понятий, как «ковенант», «свобода», «собственность», «королевская власть» «гражданское право». Составьте сравнительную таблицу, в которой отразите отношение упомянутых партий к вопросам:

о форме государственного устройства;

о роли церкви в государстве;

о гражданских правах и свободах;

о глубине социальных и экономических преобразований.

Подумайте, какое место могла бы занять каждая из действовавших в Английской революции партий в современном политическом спектре. Обоснуйте.
Занятие 2. Революционное законодательство в годы революции

.

1. Социально-экономическое законодательство, решение аграрного вопроса.

2.Политическое законодательство (государственное устройство; властные прерогативы короля и парламента; взаимодействие ветвей власти)

3. Церковная и судебная реформы.

4. Оливер Кромвель – парламентарий, полководец, протектор.
Цель занятия - провести системный анализ законодательства Английской революции. Следует исходить из того, что преобразования, проведенные в Англии в годы революции, способствовали формированию стройной и устойчивой буржуазной системы в экономике, социальной сфере и государственно-правовом устройстве.

При изучении законодательства Английской революции следует систематизировать принятые парламентом билли по тематике и выстроить их хронологически. Итогом работы должна стать подробная таблица с разделами, которые отражали бы полную картину буржуазных преобразований в Англии в период революции:

в государственно-политической сфере;

в социально-экономической сфере;

в судебно-правовой системе;

в церковном устройстве.

В таблице должны быть отображены в хронологическом порядке основные законы, принятые Долгим парламентом, и доказывающие буржуазный характер политических и социальных преобразований. Выпишите ключевые иллюстративные фразы из текста революционных биллей, сформулируйте главную идею и цель того или иного законодательного акта. На основании данных своей таблицы проследите процесс трансформации английского общества из феодального в буржуазное.

Из экономического блока законов следует обратить внимание на следующие:

- законодательные акты 1641 г. по реформированию налоговой системы, торговли, промышленного производства (система поощрений);

- закон 1646 г. об отмене рыцарского держания;

- законы от 1646, 1649, 1652 гг. о конфискации земель феодальных собственников и формировании новых отношений собственности;

- «Навигационный акт 1652 г.», изменивший положение Англии в мировой торговле; и др.

Политический блок законов наиболее обширен. Это указывает на то, что революционные силы придавали наибольшее значение вопросам политического устройства страны и размежевания ветвей власти. Эти законы имели наиболее радикальные последствия для Англии, поэтому необходимо поэтапно проследить процесс формирования буржуазной парламентской системы. Это законы

- «Трехлетний билль» 1641 г., передавший законодательную власть парламенту;

- «19 предложений» 1642 г., передавший под контроль парламента деятельность правительства;

- «Акт о государственной измене» 1643 г., отменивший привилегию неподсудности с королевской особы и лордов;

- «Акт о мировых судьях» 1644 г., передавший права гражданской юрисдикции из рук церкви в руки гражданских судей;

- «Акт о реформе армии» 1644 г., передавший прерогативу формирования и командование армией от короля парламенту;

- акты республики и Протектората о формировании полицейско-бюрократического аппарата.

Реформирование судебно-правовой системы и церкви взаимосвязано и переплетается в актах:

- «О лишении всех духовных лиц властных полномочий» 1642 г.,

- «О правах граждан» от 1651 г.,

- «Об упразднении епископов и архиепископов» от 1646 г. и др.

Объясните причины реформирования церкви на основе пресвитерианских, т.е. консервативных началах.

Сделайте обоснованные выводы о характере революционного законодательства в Англии в середине XVII в.

Подумайте над вопросами: В чем Английская революция осталась незавершенной? Почему не прижились республиканские институты? В чем секрет консервативности Английской революции?
Тема №2. «ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГОСДАРСТВЕННОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ В США. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ»

(Первая американская буржуазная революция)
Занятие 1. Американские колонии накануне войны за независимость

  1. Положение северо-американских колоний Англии к середине 18 века.

  2. Демократическое движение в колониях в 1763-1775 гг. (Сб. док., с.88-114)

  3. Идейные предпосылки войны за независимость (развитие американской политической мысли и антиколониальных настроений). – Сб.док., с.114-126)

  4. Роль Б.Франклина, С.Адамса, Т.Пейна в консолидации американской нации.



Занятие 2. Война за независимость и образование США

  1. Война за независимость (1775-1783 гг.). Роль Дж.Вашингтона.

  2. Выработка конституции 1787 г. Роль А.Гамильтона и Дж.Мэдисона.

  3. Борьба федералистов и антифедералистов.


Занятие 3. Исторические документы Американской революции

  1. «Декларация независимости 1776 г.», основные принципы и идеи. Т.Джефферсон.

  2. «Статьи Конфедерации 1781 г.» – первая американская конституция.

  3. Конституция США 1787 г.

  4. «Билль о правах 1789 г.»




Литература

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП – ХУШ вв. / Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М.,2004.

Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. – М., 1993.

Аптекер Г. Американская революция 1763-1783. – М.,1962.

История США в 4-х томах – Т.1.- М.,1989.

Война за независимость и образование США. – М., 1976.

Власихин В.А. Права американцев: оценки и реальность //США: ЭПИ. – № 3-4. – 1991.

Иванов Р.Ф. Франклин. – М., 1973.

Каленский В.Г. Мэдисон. – М.,1981.

Конституция США: история и современность. – М., 1988.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционной истории США. //Новая и новейшая история. – № 3. 1984.

Печатнов В.П. Гамильтон и Джефферсон. – М., 1984.

Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976.

Согрин В.В. Основатели США. Исторические портреты. – М., 1983.

Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение. //ННИ.- 2002.- №1.

Согрин В.В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы. //ННИ.- 2004.- №2.

Степанова О.Л. 4 июля 1776. – М., 1976.

Филимонова М. Патрик Генри: революция против конституции //ННИ.-

2005.-№6

Фурсенко А.А. Конституционный конвент // США:эпи. –1987, №7.

Ширяев Б.А. Политическая борьба в США. 1789-1801. – Л., 1981.

Яковлев Н.Н. Вашингтон. – М., 1976.
Цель занятий - изучение истоков американской государственности – социально-экономических, политических и идейных. Отдельные вопросы посвящены роли и деятельности американских «отцов-основателей».

Тематика первого и второго занятий предполагает изучение фактического исторического материала на базе учебной и научной литературы («История США», «Война за независимость…», Согрин В. Идейные течения… и др.).

Третье занятие построено на изучении исторических документов американской революции и требует знания текстов этих документов. Анализ этих текстов («Декларации независимости», «Статей конфедерации», Конституции 1787 г.) предполагается проводить по следующей схеме:

- формулирование принципа народного суверенитета;

- формулирование принципов свободы и демократии;

- построение механизма разделения и взаимодействия властей;

- объем и гарантии гражданских прав.

Обязательным по данной теме является конспект статьи В.Власихина об американской конституции и правах американцев, а также выписки из научной и популярной литературы о деятельности «отцов-основателей».
Тема №3: «СТАНОВЛЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА»
Занятие 1-2. Буржуазные реформы первого этапа революции

1. Начало революции; взятие Бастилии.

2.«Наказы» сословий Генеральным Штатам накануне революции (Док. – Т.1)

3.«Декларация прав человека и гражданина» – первый документ революции.

4. Буржуазное законодательство на первом этапе революции:

- аграрные законы

- конституция 1791 г.

5. Муниципальная реформа и административное устройство Франции по декретам Национального Собрания 1789-1790 гг. («Документы…»,т.1,с.62-84)

6. Реформа судебной системы («Документы…», Т.1, с.84-111)

7. Политика Французской революции в отношении церкви:

  • гражданское устройство духовенства;

  • ограничение прав церкви

  • вопрос о неприсягнувших священниках («Документы…», Т.1, с. 378-412)

Занятие 3. Якобинский период революции

  1. Приход якобинцев к власти: внутреннее и внешнее положение Французской республики.

2. Первые декреты якобинской власти:

а) аграрные законы («Документы…», т.2, соотв. раздел)

б) Конституция 1793 г. («Документы…»,т.1, док.91)

3. Якобинская диктатура: организация революционного порядка управления (См.: «Документы…», т.1, док. 100, 103,105, 106).

4. Репрессивные и конфискационные законы; деятельность Революционного Трибунала («Документы…». – Т.1. - Раздел «Якобинский террор», док. 115-118, 124,125; «закон о продовольствии», см: Н.Кислица, с.109).

5. Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев.
Литература

Документы по истории Великой французской революции. – Т.1.-2. – М., 1991-1992.

Кислица Н.А Великая французская буржуазная революция. – Практикум. – М., 1963.

Французская революция в документах. 1789-1794. /Сост. Я.М.Захер. – Л., 1926.

Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции ХУП-ХУШ вв. /Под ред. В.Г.Сироткина. – 1990.

Жорес Ж. Социалистическая история французской революции. – Т.1-6. – М., 1976.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. – СПб., 1997.

История Франции. – В 3-х томах. /Под ред. А.З.Манфреда. – Т.2. – М., 1973.

Бовыкин Д.Ю. Термидор или миф о конце революции. //Вопросы истории.- №3.- 1999.

Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум…Материалы… - «Французский ежегодник». – М., 1970.

Французская революция XYIII в. и буржуазия: «Круглый стол» //ННИ.-№1.-2002.

Нарочницкий А.П. Юбилей французской революции: поиски и проблемы //ННИ. - № 3. –1989.

Ревуненков В.Г. О хронологических рамках Великой французской революции // Вестник ЛГУ.- Сер. История, язык, культура.- 1979.- № 3.

Черняк Е.Б. 1794 год. Некоторые актуальные проблемы исследования Великой французской революции //ННИ..- № 1.- 1989.

Чудинов А.В. Назревшие проблемы истории Великой французской революции // Новая и новейшая история. - № 2. – 1990.

Болховитинов Н.Н. Революция 1789 г., гильотина и террор // Встреча с историей. – М., 1990. – Вып. 3.

Гениффе Патрис. Террор: случайность или неизбежный результат революций? Из уроков французской революции XYIII в. //ННИ.-№3.-.2003.

Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – Л., 1978.

Левандовский А.П. Робеспьер (ЖЗЛ). – М., 1965.

Левандовский А.П. Дантон. М., 1964.

Левандовский А.П. Сердце моего Марата. – М., 1975.

Левандовский А.П. Сен-Жюст. – М., 1982.

Фридланд А. Марат. – М., 1962.

Якобинство в исторических итогах Великой французской революции

//ННИ. – 1996. – №5.
Задача семинаров по данной теме – углубленное изучение одной из самых важных тем в курсе новой истории. Революционное творчество – законодательство высшего органа, полемика в революционной прессе, деятельность революционных секций и Коммуны Парижа, борьба санкюлотов – многообразно, многоцветно, и его изучение не может ограничиться прочтением одной-двух книг. Требования к семинарам: обязательный конспект полемических научных статей, аналитический разбор документов, заметки о великих деятелях революции. Особое внимание следует уделить изучению темы "«Якобинская диктатура", поскольку именно якобинский период представляет собой концентрацию главных проблем буржуазных революций – их величия и противоречий. Анализируя декреты якобинцев, следует провести разграничение между теми декретами, которые завершили построение буржуазной системы, и теми, которые выходили за рамки буржуазной революции. Необходимо сделать выписки из «Закона о подозрительных», «Закона о Революционном Трибунале», «Закона о скупке» и «Вантозских декретов», доказывающие выход якобинцев за рамки буржуазной революции.

По вопросу «Доктрина Руссо – идеологическая основа деятельности якобинцев» предполагается проведение самостоятельной работы. При подготовке к письменной работе следует обратиться к материалам предыдущих семинаров и принять во внимание главные аспекты доктрины Руссо: теорию общественного блага, уравнительную идею, идею формирования «общества мелких собственников», идею «неограниченной демократии» и др.
Тема №4: «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США (1865-1877 гг.)»

  1. Причины Гражданской войны.

2. Цели воюющих сторон; соотношение сил; планы ведения войны.

3. Первый период войны (1861-1862); причины неудач Севера.

4. Революционное законодательство и мероприятия правительства Линкольна.

5. Второй период войны (1863-1865)

6. Реконструкция Юга (1865-1877).

Литература:

Иванян В.В. История США. Хрестоматия. М., 2004.

История США в 4-х томах. – Т.1. – М., 1989.

Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М., 1961.

Сэндберг К. Линкольн. – М., 1961.

Аллен Дж. Реконструкция: битва за демократию. – М., 1961

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. – М., 1992. – Т.1-2.

Согрин В.В. Была ли гражданская война в США социальной революцией? // ВИ. – 1982. - № 1.

Согрин В.В. Буржуазные революции в США: общее и особенное //ВИ. – 1983. - № 3.

Старцев А.И. И.Турчанинов и Гражданская война в США // «Новая и новейшая история». – 1974. № 6.
Цель занятия по данной теме – подробное изучение событий Гражданской войны в США. При подготовке следует обратить внимание на следующие проблемы:

принципиальные отличия стратегических планов войны, предложенных, с одной стороны, К.Марксом и Ф.Энгельсом, с другой, - военным штабом северян (план «Анаконда»);

причины длительного периода неудач армии Севера;

революционная сущность «Закона о гомстедах»;

роль И.Турчанинова в подготовке и проведении военных операций Гражданской войны на втором этапе;

период Реконструкции как логическое продолжение Гражданской войны;


Тема №5: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ (1864 – 1870 гг.)»


  1. Германское социально-экономическое и политическое пространство в период после Венского конгресса 1815 г. до 60-х гг. XIX в.

  2. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. Отто фон Бисмарк.

  3. Шлезвиг-Гольштейнский вопрос; датская война 1864 г.

  4. Австро-прусская война 1866 г.; создание Северо-Германского союза.

  5. Франко-прусская война 1870 г.; образование Германской империи.


Литература:

Хрестоматия по истории международных отношений.– М., 1963.– Вып. 1.

Хрестоматия по новой истории. 1640- 1870. //Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Германская история в новое и новейшее время. – М., 1970. – Т.1.

Кан С.Б. Объединение Германии (1864 – 1871 гг.). – М., 1967.

Лукин Н.М. Германия: исторический очерк // Лукин Н.М. Избр. Труды. – М., 1963. – Т. 3.

Чубинский В.В. Бисмарк. Политическая биография. – М., 1997.

Объединение Германии «сверху», осуществленное Бисмарком, по своей сути являлось, безусловно, прогрессивным делом. Однако, в политике и дипломатии «железного канцлера» преобладали реакционные методы, что наложило отпечаток на последующие десятилетия германской истории. Двойственность и противоречивость были характерной чертой внутренней и внешней политики Германской империи, в которой благие цели сочетались с коварством и вероломством в их достижении. Традиции такой политики были заложены в 60-е годы Х!Х века.

Цель занятия – проследить дипломатические и политические акции Бисмарка в период подготовки и проведения войн – датской, австро-прусской и франко-прусской. Как известно, объединению Германии благоприятствовала внешнеполитическая ситуация. Обрисуйте ее и объясните изменение геополитических ориентиров европейских государств в середине Х!Х в. Обоснуйте также неизбежность объединения Германии именно «сверху», путем насильственных методов. Примерами из книги В.В.Чубинского проиллюстрируйте беспринципность и пренебрежение прусского канцлера к союзникам, положениям международного права, суверенитету германских государств и собственным даваемым обещаниям.

Тема №6: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ (1859 – 1870 гг.)»

1. Политическая карта Италии и национально-освободительное движение в первой половине XIX в.

2. Италия накануне объединения: Роль Сардинского королевства; К.Кавур.

3. Первый этап объединения Италии (от франко-итало-австрийской войны до образования Итальянского королевства). Роль Дж.Гарибальди.

4. Второй этап объединения Италии 1860 г. (поход гарибальдийской «тысячи», освобождение Сицилии и Калабрии, присоединение Неаполитанского королевства к Италии).

5. Присоединение Венеции (1866 г.) и Рима (1870 г.); завершение объединения Италии.

Литература:

Хрестоматия по новой истории. 1640 – 1870 // Под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990.

Гарибальди Дж. Мемуары. – М., 1966.

История Италии. М., 1970. – Т.2.

Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1831-1860. – М., 1980.

История Европы в 8-ми томах. Т.6. – М., 1996.

Лависс и Рамбо. История XIX века. В 8-ми томах. – М., 1938. – Т.5.

Муромцева О.В. Жизнь и деятельность Гарибальди //ННИ. – 2002. - №1.

События в Италии 50-60-х гг. ХiХ в. коренным образом отличались от аналогичных событий в Германии. Войны Бисмарка носили захватнический характер. Борьба итальянского народа, напротив, носила национально-освободительный характер. Это различие следует учитывать при анализе и оценке событий.

При подготовке к семинару продумайте следующие вопросы:

- Каковым было соотношение тенденций «сверху» и «снизу» в деле объединения Италии?

- Каково значение народных движений в процессе объединения Италии? Приведите примеры.

- Какими были отношения Гарибальди и властей? Какие вопросы рождали недоверие между ними?

- Что дает основание утверждать, что итальянское правительство присвоило себе лавры победителя, добытые на самом деле волонтерами во главе с Гарибальди?

- Каковы основные положения программы Гарибальди по обустройству единой Италии?

- Существовали ли в Италии того периода условия для создания и утверждения демократической республики? Обоснуйте.

- Проследите событийную взаимосвязь объединительных процессов в Германии и Италии. Составьте сводную таблицу.

Тема №7: «КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ

в конце ХIХ – начале ХХ в.»
Занятие 1 «Колониальная политика Англии».

1. Захват и закабаление Англией Египта.

  1. 2. Борьба англичан и буров на Юге Африки в 1815-1899 гг.

3. Англо-бурская война 1899-1902 гг. Характер, методы, итоги.
Литература:

Юровская Е.Е Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.130-159. Комментарии: с.159-163.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма /Сочинения. – Т. 5. – М.,1958.

Датт Р.П. Кризис Британии и Британской империи. – Пер. с англ. – М.,1959.

Дэвидсон А.Б. Сессиль Родс и его время. – М., 1984.

Как известно, колониальная политика Англии в Х!Х веке претерпевает значительные изменения: Англия отказалась от приобретения колоний и перешла к политике провозглашения протекторатов и предоставления зависимым странам прав доминиона. Политико-правовой статус протекторатов и доминионов отличался от статуса колоний. Используя предыдущий лекционный материал, вспомните основные правовые характеристики таких политических образований, как «колония», «протекторат», «доминион». Подумайте, каковы были причины изменения колониальной стратегии и тактики Англии?

Обсуждение на семинаре настоящей темы предполагается провести на основании серии исторических документов, представленных в «Практикуме».

По первому вопросу изучите документы 1-6. Сравните финансовые и политические позиции Англии и Франции в Египте. Определите, что толкало Англию на огромные расходы и рискованные шаги, как-то: займы египетскому правительству, покупка акций Суэцкого канала, содержание войск на территории Египта?

По второму вопросу изучите документы 7-22. Проследите историю проникновения англичан на юг Африки по воспоминаниям очевидца англо-бурской войны, русского военного историка А.Виноградского. Выдержки из его книги содержатся в документе 8 (с. 136-143). Дайте характеристику взаимоотношений англичан и буров на различных этапах всего указанного периода: 1815-1899 гг. Обратите внимание на то, как сказалось открытие золота и алмазов на Юге Африки на политике Англии (документ 10, с. 149)

Документальной базой подготовки по третьему вопросу являются: отчеты полковника Генерального Штаба Ромейко-Гурко о положении в бурских республиках Оранжевая и Трансвааль в 1815-1877 гг. (документ 11, с. 144-147); донесения русских дипломатов и военных специалистов о ходе и характере англо-бурской войны (документы 12-19, с. 147-156). Проследите по этим документам и свидетельствам ход и особенности войны. Конспективно составьте хронологию событий. Обратите внимание на мировое общественное мнение по поводу англо-бурской войны. Какую роль, по-вашему, сыграли иностранные добровольческие легионы?

Анализируя заключительный документ об образовании Южно-Африканского Союза в 1909 г., определите, какие права получило это государство в рамках Британской Империи? Что, по вашему, побудило метрополию предоставить значительные права Южно-Африканскому Союзу?

Занятие 2. «Колониальная политика Франции»

1. Колонизация Францией Туниса.

2. Колонизация Францией Мадагаскара.

3. Колонизация Францией Марокко.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. – М., 1979. – Документы: с.163-194. Комментарии: с.195-199.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т.5. – М., 1958.

Антюхина-Московченко В.П. История Франции. 1870-1918. – М.,1963.

Аяш А. Марокко. История одной колонизации. – Пер. с фр. – М., 1957.

Зусманович А.З. Империалистический раздел Африки. – М., 1959.
Колониальная политика Франции указанного периода – еще один пример того, как великие державы Запада, используя свое экономическое, политическое и военное превосходство, закабаляли слаборазвитые страны. Примеры Туниса, Мадагаскара и Марокко были не единственными в новейшей истории, а вполне традиционными. Работая над документами, проследите этапы порабощения названных стран: закабаление под видом финансовой помощи, затем подписание неравноправных договоров, и, наконец, провозглашение протектората или колонии.

По первому вопросу изучите тексты неравноправных договоров: «Франко-тунисский договор в Бордо» (Док.4, с. 166), «Франко-тунисская конвенция» (Док.6, с.168). Определите по этим документам суть и политико-правовые принципы «протектората», как формы колониальной зависимости.

Проследите историю покорения Францией феодального мальгашского государства по документам 9-15 (с.171-177). Обратите особое внимание на Док.15 о значении Мадагаскара для Франции. Конспективно отметьте хронологию событий, методы проникновения и захвата Мадагаскара.

Марокко имело для Франции особое стратегическое и экономическое значение, а покорение этого государства было сопряжено для Франции с дополнительными и значительными трудностями. История борьбы Франции за Марокко являла собой пример изворотливой, настойчивой, тактически рассчитанной политики. Изучите по документам 16-19 (с.178-181) дипломатические и политические методы Франции по вытеснению соперников. Какие уступки были сделаны Англии, Италии и Испании?

Изучите документы, касающиеся двух марокканских конфликтов (1905 и 1911 гг.), объясните, что заставило Францию вынести спор на решение международного сообщества. Из заключительного акта Альхесирасской конференции 1906 г. (Док.21, с.181) определите, какие преимущества получила Франция в Марокко в сравнении со своими соперниками?

Сопоставьте документы 6 и 26, и сравните характер протектората Франции над Тунисом и Марокко.
Занятие 3: «Германская колониальная политика»
1. Образование германских протекторатов в Африке.

2. Захват бухты Цзяо-Чжоу (Киао-Чао); проникновение на Дальний Восток.

3. Строительство Багдадской железной дороги – триумф германской колониальной политики.
Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1870-1917. - М., 1979.

Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. – Сочинения. – Т. 5. – М., 1958.

Званич А.И. Обострение противоречий между империалистическими державами накануне первой мировой войны. – М., 1962.

Туполев Б.М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». Германская экспансия… - М., 1991.
Цель данного семинара – рассмотреть наиболее важные акции германской внешней политики конца ХIХ – начала ХХ века и выявить ее особенности и отличительные черты. Известно, что в борьбе за колонии Германии пришлось столкнуться с противодействием соперников, уже закрепивших свое преобладание в различных районах земного шара. «Старые» колониальные державы считали сложившееся положение незыблемым, поэтому в борьбе за «место под солнцем» Германии приходилось изобретать новые методы. Начав с приобретения в 80–е годы Х!Х в. «скромных» по своей значимости африканских колоний, в 90–е годы Германия смело бросает вызов Великобритании и другим державам в наиболее престижных районах мира: Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.

По первому вопросу следует изучить документы 1-10 (с. 199-209), разоблачающие формы и методы приобретения африканских земель германскими частными компаниями. Это донесения германских купцов Людерица и Вернана, а также выступления и телеграммы Бисмарка. Какие преимущества получали германские деловые круги по договорам с вождями африканских племен?

По второму вопросу изучите донесения русского дипломата Павлова, поверенного в делах в Пекине (документы 11-14, с.209-214). Проанализируйте и дайте оценку действиям германских властей в Китае. Чем Германия оправдывала такие методы проведения политики?

Изучите документ 15 на стр.214-215 – неравноправный договор Германии и Китая относительно аренды бухты Цзяо-Чжоу. Достигла ли Германия своей цели? Изучите карту китайского побережья в данном районе (Шаньдуньского полуострова и прилегающих земель) и дайте оценку стратегического и экономического значения приобретений Германии в Китае. Сравните германские владения в Китае с территориями страны, находящимися в сфере влияния других держав.

По третьему вопросу изучите документы 16-18 (с.216-221). Внимательно проследите по карте маршрут, по которому должна была пройти Багдадская железная дорога. Дайте оценку стратегического и экономического значения данной концессии. Изучите по документу 18 («Конвенция между Турцией и Обществом Оттоманской железной дороги о концессии») условия, на которых предоставлялось право строительства дороги. Что можно сказать на основании этого документа о политических и экономических позициях Германии в Турции, на Ближнем и Среднем Востоке в сравнении с позициями других великих держав? Почему получение концессии на строительство Багдадской железной дороги считается триумфом германской внешней политики?
Занятие 4. «Колониальная политика США»

1. Колонизация Гавайских островов.

2. Испано-американская война и судьба Филиппин.

3. Испано-американская война и судьба Кубы.

4. Политика США в Панаме.

Литература:

Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1879-1917. - М., 1979. – Документы: с.225-270. Комментарии: с.279-276.

История США в 4-х томах. – Т.2. – М.,1996.

Европа, США и колониальный мир / Под ред. Б.М.Туполева. – М., 1988.

Фонер Ф. История Кубы и ее отношений с США. – М., 1962. – Т.2.
При изучении документов по истории внешней политики США особое внимание следует обратить на специфику дипломатических и политических приемов американских правящих кругов. Главной особенностью американской внешней политики и завоевания колоний, принадлежавших другим странам, было использование национально-освободительной борьбы в этих колониях. Под предлогом покровительства этим движениям вершилась политика в отношении Филиппин, Панамы, Кубы, Гавайских островов. Этот метод получил у аналитиков название «революции по заказу». При изучении темы следует провести сравнительный анализ применения данного метода Соединенными штатами Америки в различных точках земного шара.

По первому вопросу изучите документы 1-5 (с.225-230), которые откровенно и красноречиво свидетельствуют о захвате Гавайских островов горсткой авантюристов. Объясните легкость, с которой далась эта авантюра американским политикам.

При изучении документов об испано-американской войне обратите внимание на состояние дел испанской колониальной администрации на Кубе и Филиппинах и сравните степень присутствия и влияния испанского и американского капиталов здесь. Могла ли Испания после многолетней изматывающей борьбы против кубинских и филиппинских повстанцев противостоять военной и экономической мощи США? Изучите условия мирного договора США и Испании. Как в нем оговаривался политический статус Кубы и Филиппин? Чем и кем определялась дальнейшая политика США в завоеванных странах? Проанализируйте текст договора между США и Кубой (документ 29, с.263). Какую роль сыграла «поправка Платта» к конституции Кубинской республики?

По вопросу о политике США в Панаме изучите документы 30-31 (с. 265-270). Ответьте, каким образом Соединенными Штатами Америки была подготовлена и проведена «революция по заказу» в этой стране? Проанализируйте текст договора США с Панамской республикой от 1903 г. об использовании и эксплуатации Панамского канала (документ 31, с.267-270). Какие преимущества получило правительство США по данному договору? Можно ли назвать форму зависимости Панамской республики протекторатом?

Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по теме «Основные методы и отличительные особенности колониальной политики западных держав в конце ХIХ – начале ХХ в.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconДисциплины направления
Количество аудиторных часов на дисциплину: 32: лекций – 14; практических занятий: 18

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПо дисциплине биохимические факторы эффективности спортивной тренировки для магистрантов 1 курса
Количество лекционных занятий (часов) 9 (18) Количество групповых занятий (часов) 3 (6)

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconКурс: Трудоёмкость 4 зачетные единицы Трудоёмкость 144 часа Количество...
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение дисциплины (компетенции), относящиеся к данной программе

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПояснительная записка умк составлен в соответствии с гос впо 2003...
Количество аудиторных часов 30, из них лекций 14, практических – 16, самостоятельная работа – 20

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания студентам по изучению дисциплины «Стилистика английского языка»
«Зарубежная филология. Английский язык и литература» и преподается на IV курсе в VIII семестре. Дисциплина предполагает работу со...

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconМетодические указания для ординаторов Специальности 31. 08. 57 онкология...
Тема раздела: Основы организации онкологической помощи населению Количество часов 10

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconРабочая программа Литература 7 класс Учитель: Лейнвеберг Светлана...
Количество часов по учебному плану – 70 часов в год; в неделю 2часа (35 недель)

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconПамятка для студентов направления «Государственное и муниципальное...
Дисциплина «Математика» изучается в 1 и 2 семестрах. Общее количество часов – 108 (5 зет), в том числе: лекции – 34 часов, практические...

Методические указания Для студентов со специальностью «юриспруденция» Количество аудиторных часов 32 Количество тем 7 iconУчебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную