Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа)






НазваниеЛекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа)
страница1/25
Дата публикации31.05.2017
Размер3.92 Mb.
ТипЛекция
l.120-bal.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»


Кафедра Гражданского права

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по дисциплине

«ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО»

составитель:

к.и.н., доцент Цокур Е.Ф.


Курск-2011

ЛЕКЦИЯ №1. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА (4 часа)

1. Предмет жилищного права. 2. Метод жилищного права. 3. Ос­новные принципы жилищного права. 4. Место жилищного права в системе российского права. 5. Жи­лищная политика в России.

1. Предмет жилищного права

Жилищное право — это совокупность норм права, регули­рующих жилищные отношения. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопас­ности, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на необходимость беспрепятственного осу­ществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отно­шений по владению, пользованию и распоряжению жилыми по­мещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого феде­рального закона или существа соответствующих отношений, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жи­лищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по на­значению (ст. 1 ЖК РФ).

Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле жилищное право — это субъективное право конкретного челове­ка на жилое помещение. Жилищное право в широком смысле — это институт гражданского права, включающий в себя нормы Других отраслей права, посвященные либо непосредственно жи­лищным правоотношениям, либо отношениям, связанным с жильем. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отно­шений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

Провозглашение в Конституции РФ (ст. 40) права на жилище обусловило выделение всех отношений, возникающих по поводу жилого помещения, его пользования и эксплуатации, в само­стоятельную группу жилищных отношений, а регулирующих эти отношения правовых актов — в самостоятельную комплексную отрасль — жилищное законодательство.

Общественные отношения, которые по принятой ЖК РФ терминологии называются жилищными, имеют характерную особенность, складываться, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, вклю­ченное в установленном порядке в состав жилищного фонда и предназначенное для проживания. Наличием такого специфи­ческого объекта регулирования общественных отношений жи­лищное законодательство четко отличается от других отраслей законодательства и права.

В круг общественных отношений, которые служат предме­том жилищного законодательства (жилищного права), входят отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; владения и ограниченного распоряжения жилыми по­мещениями, предоставленными гражданам — нанимателям и членам их семей для проживания; отношения по поводу экс­плуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений и др. Жилищными законами регулируются также некоторые другие отношения (которые в ЖК РФ отнесе­ны к жилищным), складывающиеся в жилищной сфере по пово­ду жилища, — жилищно-земельные, кредитные и др.

Жилищные отношения неоднородны. Большинство этих от­ношений — имущественные. Они складываются по поводу объ­ектов, имеющих экономическую ценность: квартир, жилых до­мов, жилищных фондов и др.

2. Метод жилищного права

Под методом «в самом общем значении» понимается как «способ достижения цели, определенным образом упорядо­ченная деятельность». Метод же, рассматриваемый «в специ­ально философском значении», определяется как «способ по­знания» и как «способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета».

Под методом жилищного права следует понимать способ ре­гулирования жилищных правоотношений. Поскольку жилищ­ное право в широком смысле — комплексный институт, то у него нет самостоятельного метода регулирования: его метод характе­ризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы ко­торых могут присутствовать в жилищных правоотношениях.

Институт жилищного права является комплексным, посколь­ку его нормы относятся к различным отраслям российского пра­ва. Так, нормы, регулирующие использование жилого помеще­ния, относятся только к гражданскому праву. Нормы, регули­рующие распределение, предоставление, бронирование жилого помещения в государственном и муниципальном фондах, отно­сятся только к административному праву. Правоотношения по приобретению жилых помещений регулируются нормами граж­данского права (порядок и условия заключения договоров куп­ли-продажи, мены, дарения жилых помещений, порядок насле­дования жилья) и административного права (государственная регистрация сделок с недвижимостью, переход прав на недви­жимость, выдача ордера на жилое помещение социального ис­пользования). Правоотношения в области управления, эксплуа­тации, обеспечения сохранности, ремонта жилого помещения регулируются нормами и гражданского права, и нормами целого ряда других отраслей права: административного, налогового, зе­мельного. Таким образом, хотя формально жилищное право яв­ляется всего лишь институтом гражданского права, сформиро­вавшимся вокруг договора найма жилого помещения, однако содержание, объем и значение этого института дают веские ос­нования для придания этому институту статуса подотрасли гра­жданского права.
3. Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами (принципами права) понима­ются основные начала, важнейшие положения правового регу­лирования общественных отношений. Принципы права прони­зывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их действие проявляется по-разному.

В жилищном праве наблюдается проявление действия прин­ципов нескольких отраслей права. Например, в сфере жилищ­ных отношений пользования жилыми помещениями на основе договора найма регулирование осуществляется по принципам, свойственным гражданскому праву, и, соответственно, проявля­ется гражданско-правовой метод регулирования.

  1. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища - это важнейший принцип жилищного права, имеет важное зна­чение для реализации стабильного, устойчивого права на пользование жилищем. Его можно рассматривать как одно из важ­ных проявлений более общего принципа недопустимости про­извольного вмешательства в частные дела.

  2. Принцип доступности для граждан условий найма жилых по­мещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать свое право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного коопера­тива либо путем вступления в различные гражданские правоот­ношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализует­ся прежде всего в результате широкого размаха жилищного
    строительства, позволяющего большую часть новых жилых по­мещений предоставлять внаем либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим указан­ным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

  1. Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции
    РФ) предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище
    и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. В Конституции РФ четко определено, что никто не вправе про­никать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на ос­новании судебного решения. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле прожи­вающих в нем граждан, но и иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище, а незаконное проникновение во­преки воле проживающих в жилом помещении граждан является преступлением (ст. 139 УК РФ)'.

  2. Принцип общедемократического, гуманистического отноше­ния к гражданам-нанимателям и собственникам жилых помеще­ний имеет важнейшее значение для регулирования жилищных
    отношений в России.

  3. Принцип цивилизованного использования жилых помещений.
    Проявление этого принципа, особенно в последние годы, можно наглядно проиллюстрировать на следующих примерах:

- в законе закреплено положение о предоставлении гражда­нам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как правило, отдельной квартиры на семью;

- вместо ранее действовавшего правила о принудительном
изъятии у нанимателя излишней жилой площади и передаче ее другому нанимателю установлено новое правило — наниматель
сам может ставить вопрос о замене занимаемого им жилого по­мещения на жилое помещение меньшего размера;

- отменены ранее действовавшие многочисленные ограни­чения при строительстве и приобретении гражданами в собст­венность жилых домов.

Отныне частная собственность на недвижимость в жилищ­ной сфере, включая жилищный фонд либо его часть, не ограни­чивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности (ст. 6 Закона об основах жилищной политики) и др. Осуществление этого принципа можно рассмат­ривать как проявление на практике конституционных прав и свобод человека и гражданина, социальной политики россий­ского государства, направленной на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип неприкосновенности собственности имеет сущест­венное значение для жилищно-правового регулирования в Рос­сии, вытекает из положений ст. 35 Конституции РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре­шению суда. Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В соответствии с этим принципом гражданам — собственни­кам жилых помещений законодательством обеспечивается воз­можность стабильного осуществления права владения, пользо­вания и распоряжения принадлежащими им жилыми помеще­ниями в соответствии с их назначением (ст. 288 ГК РФ), а членам семей собственников — возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным зако­нодательством (ст. 292 ГК РФ). Действие данного принципа в определенной степени влияет и на жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями на основании договора со­циального найма, который носит бессрочный характер и преду­сматривает возможность пользования жильем не только нани­мателями, но и их детьми, внуками и т.д.

7. Принцип недопустимости ограничения (или лишения) права
пользования жилым помещением за такие действия нанимателя
или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или с невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушают права и законные интересы других лиц.

Ограничение права пользования жилым помещением может повлечь за собой такие действия нанимателя или членов его се­мьи, которые сопряжены со злоупотреблением ими своими пра­вами или с невыполнением возложенных на них обязанностей и непосредственно нарушают при этом права и законные интере­сы других лиц.
4. Место жилищного права в системе российского права

В юридической литературе термин «жилищное право» пони­мается в узком и широком смыслах. Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регули­рующих отношения пользования жилыми помещениями, про­живание в них. Эти отношения считаются ядром жилищных от­ношений, главным компонентом их содержания. Одни авторы считают, что «жилищное право по режиму регулирования основ­ных охватываемых им отношений (по обеспечению жильем и пользованию гражданами жилыми помещениями) должно быть квалифицировано в качестве института гражданского права». Например, И.Л. Брауде считал, что «...жилищное право не обра­зует самостоятельной отрасли права в единой системе советско­го права. То, что у нас называют жилищным правом, есть часть гражданского права». В другой работе И.Л. Брауде высказался за выделение жилищного права из гражданского права в комплекс­ную (многоотраслевую) учебную и научную дисциплину. Так, В.Н. Литовкин считает, что «...жилищное право является состав­ной частью гражданского права... жилищное право — это специ­альные нормы гражданского права, регламентирующие владе­ние и пользование чужим жильем»2.

В учебнике для юридических вузов «Общая теория права» жилищное право выделяется в качестве подотрасли более круп­ной и сложной по составу отрасли права — гражданского права.

При этом «подотрасль права» авторы понимают как «целостное образование, которым регламентируется специфический вид от­ношений в пределах сферы правового регулирования соответст­вующей отрасли права». В этом определении важным является то, что жилищное право рассматривается как особое, целостное образование, регламентирующее специфический вид отноше­ний, являющееся частью (подотраслью) более сложной отрас­ли — гражданского права. Другие авторы исходят из более широ­кого понимания жилищного права как права, регулирующего «отношения, в которых удовлетворяется потребность в жилье», либо «отношения, складывающиеся в процессе удовлетворения гражданами своих жилищных потребностей», либо «отношения 'по удовлетворению потребностей человека в жилье». Отдельные авторы высказываются в пользу выделения жилищного права в особую, комплексную отрасль права. Так, о допустимости и це­лесообразности создания наряду с основными отраслями права также комплексных отраслей права (в том числе жилищного права как особой отрасли права) говорил В.К. Райхер.

Разделение всей системы правовых норм на различные от­расли права происходит не по одному, а по разным основаниям и на разных уровнях. По мнению А. В. Мицкевича, подобное раз­деление является свидетельством многообразия общественной жизни и потребностей, обусловливающих формирование систе­мы права. Профессор Ю.К. Толстой приходит к выводу о суще­ствовании двух типов отрасли права: основных и комплексных. Последние состоят из норм, взятых из основных отраслей права, регулируют разнородные отношения, занимают, по мнению Ю.К. Толстого, лишь условное место в систематике права.

Жилищное право в широком смысле — это комплексная от­расль, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права. Поня­тие «жилищное право» в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов — ЖК РФ, зако­нов РФ об основах жилищной политики, о приватизации и дру­гих, в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают все разнообразные виды жилищных отноше­ний, а не только отношения пользования жилыми помещения­ми. Как вторичная, комплексная отрасль права (правовой ком­плекс) жилищное право регулирует отношения, складываю­щиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предос­тавления в пользование жилых помещений, управления и экс­плуатации жилищных фондов, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специ­фической чертой общественных отношений, регулируемых нормами жилищного права, является их возникновение, суще­ствование и развитие главным образом по поводу особого материального объекта — жилища (жилого дома, квартиры, комнаты и т. д.), специально предназначенного для проживания граждан. Для жилищных отношений характерно также и то, что они связаны с организацией и деятельностью местных (государ­ственных, муниципальных и др.) органов государственной вла­сти.

Жилищное право заимствует методы правового регулирова­ния, используемые в других, основных отраслях права: так, для отношений пользования жилыми помещениями характерным является гражданско-правовой метод (с использованием адми­нистративно-правовых средств); для отношений распределения (предоставление) жилья, управления жилищным фондом, дру­гих отношений организационного, управленческого характе­ра — метод административного права (метод власти—подчине­ния). Будучи связаны между собой тем, что обслуживают специ­фические (жилищные) отношения, существующие и развиваю­щиеся по поводу особого материального объекта — жилища, жилищно-правовые нормы образуют особую вторичную, ком­плексную отрасль права (правовой комплекс, правовую общ­ность), развивающуюся по своим внутренним закономерностям.

Вместе с тем жилищное право — это не механическая совокуп­ность разнообразных правовых норм. В процессе кодификации жилищно-правовой материал был не просто систематизировано изложен в законах и ЖК РФ, а переработан и обогатил содер­жание правовых норм, восполнил пробелы в праве, ввел в юри­дическую ткань новые, особые системные нормативные право­вые обобщения (в том числе понятие «жилищные отношения»), что позволило создать относительно самостоятельное комплекс­ное правовое образование.

5. Жилищная политика в России

Принятие нового ЖК ознаменовало собой новый этап разви­тия жилищных отношений в России. Большинство норм ЖК РСФСР 1983 г. уже давно устарело и не соответствовало сти­хийно развивающимся в русле рыночных преобразований жи­лищным отношениям. Реальность требовала соответствующего законодательного закрепления.

После принятия ЖК РФ утратившими силу были признаны:

  • Жилищный кодекс РСФСР 1983 г.;

  • отдельные положения Указа Президиума Верховного Со­вета РСФСР от 18 января 1985 г.; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1986 г.; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 ноября 1988 г.; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1988 г.; Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1989 г.;

  • Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах фе­деральной жилищной политики»;

  • Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О това­риществах собственников жилья».

В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Соб­ранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и дос­тупности жилья поставлена на первое место среди других соци­ально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул

Президент РФ, «практически каждого гражданина, каждую рос­сийскую семью».

В настоящее время приняты четыре составляющих оценки развития страны: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя непосредственно связаны с проблемой доступности жилья.

Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:

а) повышение объемов и качества жилищного строительства, т.е. увеличение предложения на рынке жилья;

б) повышение возможностей граждан по приобретению жилья, т.е. увеличение платежеспособного спроса на рынке жилья.

Общий объем жилищного фонда России — 2,85 млрд. кв. м (19 млн. жилых строений). Однако из них:

62,1 % старше 30 лет,

3,1 % (88,7млн. кв. м) — это ветхий и аварийный фонд, в ко­тором проживают более 2,5млн. человек;

Более 15млн. человек проживают в панельных зданиях, постро­енных в 50~60-е годы., около 40млн. человек в неблагоустроен­ных квартирах. Средняя обеспеченность жильем в России состав­ляет 19,7 кв. м на человека. Это в 2—Зраза меньше, чем в развитых странах (например, Мадрид — 24, Париж, Лондон — 32, Сток­гольм — 40 кв. м на человека).

Падение объемов строительства жилья связано с тем, что в условиях перехода к рынку доля капитальных вложений государ­ства в данный сектор экономики сократилась с 85 % в конце 80-х годов до 20 % в настоящее время. При этом до сих пор не сфор­мированы механизмы, обеспечивающие приток необходимого объема внебюджетных инвестиций. Главная причина — в адми­нистративных и бюрократических барьерах, препятствующих внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строитель­ную деятельность.

Велика зависимость инвесторов и строителей от местных ад­министраций при выделении земельных участков под застройку. Требуют срочного решения проблемы, связанные с получением исходно-разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документа­ции. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах. От подачи заявки на предоставление земель­ного участка для строительства до утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию и государственной регистрации права на объект недвижимости проходит от 1,5 до 3,5 года. В этом про­цессе может быть задействовано от 25 до 40 различных инстан­ций, в которых надо получить до двух сотен подписей. Все это в конечном счете приводит к удорожанию строительства и повы­шению цены продажи жилья. В настоящее время наблюдается устойчивый рост цены на жилье на первичном и вторичном рынках. За 2007 г.: в регионах — на 26%, в Москве — на 45%. Средняя цена на первичном рынке в два раза превышает себе­стоимость строительства. Цена на вторичном рынке приближа­ется к цене на первичном рынке, что свидетельствует о дефиците жилья.

Система ипотечного жилищного кредитования разворачива­ется, но пока годовой суммарный объем кредитов — менее 10 млрд. руб. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодатель­ной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-накопительные кооперативы, обладают повышенны­ми рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, га­рантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что:

  • состоят в очереди на улучшение жилищных условий 4,43 млн. семей (8,6%);

  • время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15-20 лет;

  • количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей);

  • общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд.
    кв. м (55% имеющегося фонда);

  • за 2003 г. улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7% желающих).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню дохо­дов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государ­ства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные про­белы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

а) все еще достаточно высокие процентные ставки по ипоте­ке (11-13%);

б) высокие цены на жилье;

в) смешанный состав очереди на получение социального жилья;

г) высокие ограничения в области определения жилищных прав;

2) предложение на рынке жилья, в том числе: большое коли­чество согласований исходно-разрешительной документации; отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедура доступа к этим участкам.

По оценкам экспертов, наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2007 г. Поэтому муниципалитетам необхо­димо уже сегодня приступать к его решению.

В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован — 90% строительных организаций являются ча­стными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конст­рукционные системы: уменьшение доли крупнопанельного строительства в пользу кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного.

Для существенного увеличения объемов и качества жилищ­ного строительства, формирования рынка доступного жилья не­обходимо снять существующие организационные, администра­тивные и нормативные правовые ограничения.

Новая редакция Градостроительного кодекса РФ наряду с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства; снять препятствия по инвестированию в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; сформировать правила землепользования с целью застройки на территории муниципального образования.

Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ряда существующих ограничений и развития системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвести­ций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостовере­ния договора ипотеки (сегодня — 1,5% от суммы сделки), фор­мирование кредитных историй и системы страхования ипотеч­ных кредитных рисков.

Формирование и реализация государственной политики, на­правленной на решение жилищной проблемы, в настоящее вре­мя определяется федеральной целевой программой «Жилище» на 2002—2010 гг. Программа устанавливает основные количест­венные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение со­циального жилья малоимущими гражданами с 15—20 лет до 5—7 лет;

б) обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время программа «Жилище» включает девять подпрограмм:

1. «Государственные жилищные сертификаты»;

  1. «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, под­
    лежащих отселению с комплекса «Байконур»;


  2. «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и
    аварийного фонда»;


  3. «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
    комплекса Российской Федерации»;


  4. «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий
    радиационных аварий и катастроф»;


  1. «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев
    в Российской Федерации»;


  2. «Обеспечение жильем молодых семей»;

  3. «Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов
    Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;


  4. «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий
    граждан».


В 2004 г. закончился первый этап этой Программы. Прошед­ший трехлетний период можно назвать предварительным эта­пом, в процессе которого было разработано большинство под­программ, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определи­лись и основные недостатки:

а) дефицит федеральных бюджетных ассигнований на вы­полнение обязательств государства по обеспечению жильем гра­ждан России;

б) отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по девяти подпрограммам, пяти государственным заказчикам, по всем ре­гионам;

в) отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;

г) слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;

д) отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

С 2005 г. начался второй, основной шестилетний этап Про­граммы. С целью повышения ее эффективности предлагается:

  1. Изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья.

  2. Учесть в тексте Программы вопросы, связанные с приня­тием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и приня­тия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов.

  3. Выделить в Программе два основных блока подпрограмм,
    имеющих цель:

а) государственное стимулирование спроса на рынке жилья
путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граж­дан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;

б) государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, уча­стков для строительства жилья, а также реформирования и мо­дернизации жилищно-коммунального хозяйства.

Опыт реализации Программы «Жилище» в качестве государ­ственного заказчика-координатора позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств феде­рального бюджета, предназначенных для выполнения установ­ленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий. В форме государственных жилищных сертификатов.

Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием «Формирование участков под жилищное строительство».

В этой подпрограмме и частично в подпрограмме «Переселе­ние граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда» в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исход­но-разрешительной документации для строительства жилья, а также механизм последующей реализации таких участков инве­сторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на па­ритетных началах за счет регионального (муниципального) и фе­дерального бюджетов. Федеральные средства — на возвратной основе (например, беспроцентный кредит). При этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном про­цессе таких понятий, как «коррупция» и «взятки» Ежегодно на реализацию указанных подпрограмм необходи­мо выделять из федерального бюджета не менее 8 млрд. руб., в том числе не менее 5 млрд. руб. по подпрограмме «Формирова­ние инженерной инфраструктуры для строительства жилья». В качестве перспективы представляется возможным использо­вать на указанные цели займы международных финансовых ор­ганизаций, в том числе средств Всемирного Банка. Представля­ется, что строительный комплекс России способен решить зада­чи, поставленные перед ним в Послании Президента РФ 2004 г. Сегодня ему для этого нужны: земля, инженерная инфраструк­тура и воля руководителей всех уровней и ветвей власти. Необхо­димо начать работу по совершенствованию регионального зако­нодательства и нормативной базы в целом, формированию ре­гиональных программ и проектов, генеральных планов и планов застройки в соответствии с принятыми на федеральном уровне решениями.


ЛЕКЦИЯ №2. ИСТОЧНИКИ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА.

ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (2 часа)
Источники жилищного права можно подразделить на две большие группы:

- законы РФ и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

- законы и другие нормативные акты, принятые субъекта­ми РФ.

Охарактеризуем основные источники жилищного права.

  1. Конституция РФ является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, ре­гулирующих жилищные правоотношения. Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72), в отличие от гражданского законода­тельства, которое относится к исключительному ведению РФ.

  2. Закон РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жи­лищной политики» определил принципы регулирования жилищных правоотношений, установил новую классификацию жилищных фондов, определил принципы реализации конституционных прав граждан на жилище, установил правомочия собственников на недвижимость в жилищной сфере, содержит нормы о найме, обмене, ремонте, строительстве жилых помещений и др.

3. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2005 г. (опубликован: Российская газета. 2005 № 1) и знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране.

Структура ЖК РФ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) iconТема Семейное право как отрасль права Предмет и метод семейного права....
Основные понятия: Предмет семейного права. Метод семейного права. Семейное право как отрасль права. Задачи семейного права. Принципы...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) icon1. аграрное право как отрасль права
Студенты должны понимать отрасль аграрного права как совокупность установленных или санкционированных государством правовых норм...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) icon1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является...
Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) icon1. Гражданское право как отрасль права, как наука и как учебная
Тема Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования субъекты гражданского права

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) iconКонституционное право России
«Конституционное право Российской Федерации как отрасль права», в которой отмечалось, что предметом конституционного права наряду...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) icon1. Муниципальное право как отрасль права, как наука и как учебная...
Программа вступительных испытаний для студентов, поступающих в магистратуру для прохождения обучения по профессионально-образовательной...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) iconК вопросу о месте и роли национального банка азербайджанской республики...
В юридической литературе высказываются различные мнения по поводу понятия и определения банковского права. В зарубежной литературе...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) iconАдминистративное право россии
Административное право – это отрасль права, которая представляет собой совокупность правовых норм в сфере исполнительной власти

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) icon«Международное уголовное право и процесс» Москва рудн 2011
Тема Международное право как целостная и законченная система права. Место, роль и значение международного уголовного права в общей...

Лекция №1. Жилищное право как отрасль российского права (4 часа) iconАдминистративное право и процесс. Информационное право
В общей теории права принципы права традиционно рассматриваются как исходные начала, выражающие сущность и социальное назначение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную