Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка






Скачать 62.27 Kb.
НазваниеЧтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка
Дата публикации31.05.2017
Размер62.27 Kb.
ТипКнига
l.120-bal.ru > Право > Книга
Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка

(По материалам Централизованной системы детских библиотек города Минска)
Книга Андрея Алексеевича Усачёва называется просто: «Приключения маленького человечка». О чем она говорит? Да мало ли приключений у детей! Ее название неприметно среди тысяч других томов. Но если на той же странице, где помещено название, мы прочитаем следующие за ним строчки, то сразу поймем, что книга это уникальная – единственная в своем роде. Ибо это ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРЕСКАЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Книга такая интересная, что Александр Михайлович Шевченко прочитал ее много раз, после чего даже сделал к ее тексту замечательные картинки. Он теперь знает все про свои права, чего и Вам, юные и не совсем юные читатели, желает.

Вообще-то книжка уникальная, и других таких правовых детских книг, наверное, не написал никто. Потому что, говоря взрослым языком, правовые аспекты темы четко характеризуются в публицистических статьях, а вся мировая детская литература несет большой этический смысл. И разделить моральную и правовую проблемы зачастую очень сложно. Поэтому на данный момент мы попытаемся сконцентрировать Ваше внимание на некоторые их особенности.

Есть у Агнии Львовны Барто цикл стихов, который называется «Переводы с детского». Вот и мы предлагаем посмотреть на детскую литературу с точки зрения прав маленького человечка. Например, о многом говорят названия ее стихов: «Я расту», «О человечестве», «Мама или я?», «Признание», «Мой папа рассердился», «Однажды я разбил стекло», «Нечистое дело», «Сколько раз меня ругали», «Мне помогает похвала». Чувствуете правовое начало в откровениях юных граждан?

Ну, а если еще не почувствовали, обратитесь в библиотеку и прочитайте эти стихи. Их сюжеты пересекаются с произведениями других авторов. Разбитое героем Агнии Барто окно или взятые с грядки огурцы из рассказа Николая Николаевича Носова «Огурцы» – проступок или преступление? И почему мальчика, плохо владеющего мячом, несколько лет попрекает весь двор, а «хозяйственного» сына, принесшего охапку овощей с чужого поля, мама не пустила на порог?

Еще одно «почему» возникает при рассмотрении проблемы подарков. Взрослые не только могут заказать нужную вещь, но и выбрать ее в магазине. Не нарушаются ли права младшего поколения, когда в день рождения ребенку, который «так мечтал о дудочке», «подарили белку, жука и синицу, зайца, ежа и сову», в результате «подарков сто, а дудки ни одной» (Михаил Спартакович Пляцковский «Подарки»)? Страдают и герой стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «Несбывшиеся мечты», и Малыш Астрид Линдгрен, мечтающий о щенке («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»). А вот как отнестись к праву мальчиков, собравших на квартире целый зоопарк (С.В. Михалков «Мы с приятелем»)?

Далеко не каждая семья может сделать малышу подарок даже на Рождество или Новый год. И случается, что письма-просьбы детишек к Деду Морозу или Феям остаются без ответа. Не потому ли игрушки из одного итальянского магазина решили накануне самого важного праздника в году сами отправиться на чудесном голубом железнодорожном экспрессе в поисках тех, кто так мечтает, но не имеет возможности приобрести друга-мишку, коробку карандашей или парусник (Джани Родари «Путешествие Голубой стрелы»)? А вы знаете, что сейчас в ряде магазинов перед праздниками покупатель может приобрести и оставить (повесить на специальную елку) свой подарок для маленького воспитанника детского дома?

Еще один больной вопрос маленьких жителей земли касается их гармоничного воспитания. Уже с первых шагов детей отдают в школы раннего развития, спорта, составляют расписание, чтобы за день будущий гений освоил правильное оксфордское произношение, укрепил пальцы для многочасовых фортепьянных гамм, научился составлять цветовую палитру как истинный японец. Что значит – ребенок загружен по 16 часов в сутки, что значит – устает? Вот когда вырастет, потом… Что произойдет потом, рассказал Владимир Георгиевич Машков в повести «Как я был вундеркиндом».

А кто думает о правах детей при распаде семьи? Нет, конечно, в суде рассматривают материальное положение супругов, условия проживания и еще много, много важных вопросов. Но что при этом чувствует сын или дочь? Перечитайте повести «Раздел имущества» или «Домашний совет» Анатолия Георгиевича Алексина.

Но, если Алексин рассматривает относительно благополучные полные или неполные семьи, то что говорить о детях, ставших социальными сиротами, изгоями при живых родителях, такими, как герои повести Ирины Черваковой «Кров». На сегодняшний день проблема беспризорников в мире остается актуальной. В России, например, армия беспризорников даже в 2008 году - в Год семьи сравнима с числом бездомных ребятишек послевоенного лихолетья. И если после Гражданской войны, Великой Отечественной войны государство повсеместно создавало для них детские дома, суворовские и нахимовские училища, о чем можно прочитать в «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «Флагах на башне» Антона Семёновича Макаренко, произведениях Фриды Абрамовны Вигдоровой «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», в «Республике Шкид» Григория Георгиевича Белых и Алексея Ивановича Пантелеева, в «Алых погонах» Бориса Васильевича Изюмского, то о страшной судьбе современных детей теплотрассы, вкусивших прелести алкоголя и «наркоты», говорится в повести Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и пакетик».

Классическая тема бездомных детей нашла отражение во многих произведениях мировой литературы. Судите сами: Виктор Гюго «Гаврош» и «Козетта», Чарлз Диккенс «Оливер Твист», Гектор Мало «Без семьи», Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров», Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья», Александр Васильевич Куприн «Белый пудель», Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Алексей Иванович Свирский «Рыжик»...

Вот лишь несколько аспектов темы «Права ребенка в художественной литературе». Мы начали разговор «Переводами с детского» Агнии Барто, а закончить хочется стихотворением «Права ребенка» Виктора Безбородова, который суммировал, кажется, все мнения маленьких граждан о своих правах.
Кенько, Т.А. Заглянуть в детские глаза: Образ ребенка в произведениях мастеров прекрасного / Т.А. Кенько // Бібліятэка прапануе. – 2007. – №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Разделы: Когда приходит детство. Когда великие были маленькими (Автопортрет 14-летнего А.Дюрера). Обыкновенный ребенок или будущее Богородицы. Жила-была принцесса. Портрет несуществующей камеристки. Дети севильских окраин. Улыбка Франса Халса и смех Яна Стена. Он воспел идеалы. Взрослые в миниатюре (Детский портрет в русской живописи 18 века). Легенды жизни Кипренского. Сын “живописца домашнего”. “Мастеровые мальчики” Василия Перова. “Школьная автобиография” Богданова-Бельского. Обелиски символы и монументы памяти. Ах, война, что ты сделала подлая...


  • Алексин, Анатолий Георгиевич. Раздел имущества. Домашний совет: повести. – любое издание

  • Амаду, Жоржи. Генералы песчаных карьеров: роман. – любое издание

  • Барто, Агния Львовна. Я расту. О человечестве. Мама или я? Признание. Мой папа рассердился. Однажды я разбил стекло. Нечистое дело. Сколько раз меня ругали. Мне помогает похвала: стихи. – любое издание

  • Басова, Людмила Дмитриевна. Зойка и пакетик: повесть. – любое издание

  • Безбородов, В. Права ребенка: стихотворение / Виктор Безбородов // Здаровы лад жыцця. – 2007. – № 3. – С. 19.

  • Белых, Григорий Георгиевич. Республика Шкид: повесть / Григорий Георгиевич Белых, Алексей Иванович Пантелеев – любое издание

  • Вигдорова, Фрида Абрамовна. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка: романы. – любое издание

  • Григорович, Дмитрий Васильевич. Гуттаперчивый мальчик: повесть. – любое издание

  • Гюго, Виктор. Гаврош. Козетта: из романа «Отверженные». – любое издание

  • Диккенс, Чарлз. Оливер Твист: роман. – любое издание

  • Изюмский, Борис Васильевич. Алые погоны: роман. – любое издание

  • Короленко, Владимир Галактионович. Дети подземелья: повесть. – любое издание

  • Куприн, Александр Васильевич. Белый пудель: повесть. – любое издание

  • Линдгрен, Астрид. Малыш и Карлсон, который живет на крыше: сказочная повесть. – любое издание

  • Макаренко, Антон Семёнович. Педагогическая поэма. Марш 30 года. Флаги на башне: романы, пьеса. – любое издание

  • Мало, Гектор. Без семьи: роман. – любое издание

  • Машков, Владимир Георгиевич. Как я был вундеркиндом: повесть. – любое издание

  • Михалков, Сергей Владимирович. Несбывшиеся мечты. Мы с приятелем: стихи. – любое издание

  • Носов, Николай Николаевич. Огурцы: рассказ. – любое издание

  • Пляцковский, Михаил Спартакович. Подарки: песня / Михаил Спартакович

  • Пляцковский, Владимир Яковлевич Шаинский. – любое издание

  • Родари, Джани. Путешествие Голубой стрелы: сказка. – любое издание

  • Свирский, Алексей Иванович. Рыжик: повесть. – любое издание

  • Усачёв, Андрей Алексеевич. Приключения маленького человечка: Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых) / Рис. А.Шевченко: сказка. – любое издание

  • Червакова, Ирина. Кров: роман. – любое издание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconКурс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности...
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconКраткие рекомендации по использованию презентации «Права ребёнка»
Предлагаемая презентация может быть использована для проведения классного часа, посвящённого правам ребёнка в нашей стране. Младшие...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconУчебному предмету «Литература» основного (общего) образования (базовый уровень) для 8 класса
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconАвторская программа «70 лет Великой Победы» Программа по патриотическому...
Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией рф, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconОбразовательная область «Чтение художественной литературы»
...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconЦель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconЗаседания: Читательские интересы школьников и проблема формирования...
А) Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы. (Байгалиева З. К.)

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconТематическое планирование к программе курса «литература вологодской области» 5 класс
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; ответы на вопросы учителя; поиск информации о литературе...

Чтение художественных произведений позволяет много узнать о правах ребенка iconБелая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении:...
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогическое общество России, 2005. 48с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную