Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил






Скачать 387.85 Kb.
НазваниеАдминистративно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил
страница1/4
Дата публикации29.03.2015
Размер387.85 Kb.
ТипАвтореферат
l.120-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

Сургутскова Анна Валерьевна

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Специальность 12.00.14 – административное право,

финансовое право, информационное право
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Челябинск 2011

Работа выполнена на кафедре административного права и административной деятельности органов внутренних дел федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».


Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Российской Федерации,

Герасименко Юрий Васильевич


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Бакаева Ольга Юрьевна





кандидат юридических наук

Калашникова Ирина Анатольевна

Ведущая организация:

ВНИИ МВД России


Защита диссертации состоится «13» мая 2011 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, корп. 4, ауд. 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Ленина, д. 87, корп. 3/д.

Автореферат разослан «___» апреля 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент О. В. Гречкина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Принципиальные изменения в правовой системе, признание и провозглашение в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина в противоположность принципу приоритета государственных и общественных интересов, право граждан на обжалование действий и бездействий должностных лиц в суде, расширение сферы прокурорского надзора и судейского контроля за деятельностью правоохранительных органов требуют соответствующего пересмотра и изменения подходов к научной и практической оценке деятельности правоохранительных органов, в частности, таможенных органов в области применения административно-правового принуждения.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, но и как правоохранительного органа. Кроме того, необходимо отметить, что практически любая деятельность в области таможенного дела тесно связана с институтом применения административно-правового принуждения, что обусловливает особую значимость научного рассмотрения данной темы.

В настоящее время в связи с формированием Таможенного союза остро стоит проблема унификации таможенной и административной отраслей права. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, являясь комплексным институтом, нуждается в пересмотре и изменении в соответствии с требованиями создания единого таможенного пространства.

Административно-правовое принуждение при нарушении таможенных правил применяется в связи с совершением административных правонарушений. На протяжении последних лет в нашей стране отмечается стабильный рост дел об административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами. Так, в 2009 г.  было зарегистрировано 89 081 административное правонарушение в области таможенного дела, что на 6,4% больше, чем в 2008 г., на 9,7% — чем в 2007 г. и на 21,3% — чем в 2006 г1. Однако в 2010 г. количество дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, существенно сократилось и составило 72701 дело, что соответствует уровню 2006 г (70129). Снижение выявленных административных правонарушений свидетельствует не только об уровне их латентности, но и о наличии правовых и организационных проблем, связанных с перенесением таможенного контроля на границы Таможенного союза.

Необходимость исследования представленной темы обусловлена последними законодательными изменениями в части, касающейся противодействия нарушениям таможенных правил и привлечения таможенными органами участников таможенных правоотношений к административной ответственности. К сожалению, новейшее таможенное законодательство не внесло существенных изменений в вопросы качественной регламентации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, что существенно сказывается на эффективности реализации нормативно установленных правоограничений. В таком случае паритет участников таможенных отношений практически является нереализованным, поскольку усмотрение властного субъекта противопоставляется интересам развития предпринимательской активности.

Степень научной разработанности темы исследования. Природу принуждения исследовали такие философы и юристы, как С. С. Алексеев, Г. В. Ф. Гегель, И. А. Ильин, И. Кант, Н. М. Коркунов, О. Э. Лейст, А. С. Пучнин, Л. Н. Толстой, Б. Н. Чичерин, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др.

Проблематика института административно-правового принуждения как вида государственно-правового принуждения активно разрабатывалась в науке административного права. В частности, определением сущности, роли, пределов и целей применения административного принуждения занимались Ю. Е. Аврутин, Д. Н. Бахрах, О. И. Бекетов, К. С. Бельский, И. А. Галаган, М. И. Еропкин, А. И. Каплунов, А. П. Клюшниченко, П. И. Кононов, А. П. Коренев, И. В. Максимов, М. Я. Масленников, Б. В. Россинский, В. Е. Севрюгин, Ю. П. Соловей, В. Д. Сорокин, Ю. Н. Старилов, Ю. А. Тихомиров, А. Ю. Якимов и др.

Вопросы применения административно-правового принуждения в области таможенного дела изучали А. Б. Агапов, О. Ю Бакаева, Б. Н. Габричидзе, А. А. Гараев, О. В. Гречкина, Ю. А. Евстратова, А. В. Зубач, И. А. Калашникова, Л. А. Косицина, В. И. Майоров, Г. В. Матвиенко, А. Ф. Ноздрачев, Е. И. Сидоров, Т. В. Тедтоев, Л. Л. Хомяков, В. С. Чернявский  и др.

Несмотря на повышенный интерес к исследуемой теме со стороны ученых, административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, как разновидность государственно-правового принуждения остается недостаточно изученным и требует дальнейшей разработки. Так, необходимо установить основания и пределы применения данного вида принуждения, конкретизировать ведущие направления деятельности таможенных органов и их должностных лиц по применению мер принуждения, а также необходимые гарантии прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Общественная значимость административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, необходимость всестороннего изучения и решения указанных проблем обусловили актуальность избранной автором темы диссертационного исследования, предопределили выбор объекта и предмета исследования, формулирование целей и постановку задач, его теоретическую и практическую значимость.

Объектом исследования выступали урегулированные правом и требующие правового опосредования общественные отношения, складывающиеся в процессе применения административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил.

Предметом исследования являлась совокупность правовых норм, регламентирующих основания и порядок применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил, и правоприменительная практика таможенных и иных правоохранительных органов в данной сфере.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в создании эффективной модели применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил и устранении возникающих при этом правовых и организационных проблем.

Достижению поставленной цели служит решение следующих основных задач:

– исследовать философские и научные взгляды на общее понятие принуждения и определить его взаимосвязь с административно-правовым принуждением в области внешнеэкономической деятельности;

– раскрыть содержание, характер, основание, механизм реализации и пределы применения административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил;

– разработать классификацию мер административно-правового принуждения при нарушении правил в рассматриваемой сфере;

– оценить место в системе административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил таких мер, как приостановление выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав, отзыв свидетельств о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и др.;

– выявить особенности применения отдельных мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил, а также причины и условия, способствующие возникновению при этом проблем;

– определить пути повышения эффективности применения мер административно-правового принуждения к лицам, нарушившим таможенные правила;

– оценить эффективность действующей модели защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц при применении в отношении них мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил и при необходимости скорректировать ее в соответствии с принципом законности;

– выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования и организации административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил.

Методологическая основа и эмпирическая база. При проведении диссертационного исследования применялись обще- и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-правовой, историко-правовой, историографический, системно-структурный, формально-логический, статистический, социологический.

Эмпирическая база исследования. Обоснованность полученных теоретических выводов и практических предложений подтверждается данными анкетирования 150 сотрудников судей и таможенных органов и свыше 350 физических лиц. Изучено 450 архивных дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, рассмотренных судами и таможенными органами Омской, Новосибирской областей, Алтайского края в 2006–2010 гг. В исследовании использовались официальные материалы различных форм статистической отчетности о деятельности судов, подразделений ФТС России по применению мер административно-правового принуждения, а также результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами.

Научная новизна определяется тем, что диссертация является одним из первых исследований, основанных на новом таможенном законодательстве, учитывающих трансформацию общественных отношений, связанных с организацией и функционированием Таможенного союза. Работа проведена на значительном нормативном, теоретическом и практическом материале. В диссертационном исследовании предлагается решение правовых и организационных проблем, возникающих при применении административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил с учетом последних изменений в таможенном и административном законодательстве.

Научную новизну исследования определяют также следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Аргументировано, что административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, можно определить как самостоятельный вид государственно-правового принуждения, заключающегося в реализации преимущественно должностными лицами таможенных органов, а также судьями в предусмотренном законом порядке, мер административно-принудительного воздействия для привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение в области таможенного дела, и (или) пресечения объективно опасного деяния, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, проведения таможенного контроля и таможенных операций.

2. Установлено, что специфику административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил определяют следующие его основные черты: 1) применение преимущественно таможенными органами и их должностными лицами, а также судьями в рамках соответствующих правоохранительных правоотношений; 2) использование организационно-технических средств, обеспечивающих его применение; 3) применение в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, выходящей за рамки производства по делам об административных правонарушениях; 4) применение принудительных мер в основном имущественного характера; 5) тесная связь с формами таможенного контроля.

3. Разработана классификация принудительных мер административно-правового характера при нарушении таможенных правил:

I. Административно-правовые меры пресечения презюмируемой и непосредственной опасности нарушения таможенных правил:

1) ординарные;

2) экстраординарные.

II. Административно-правовые принудительные меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил:

1) административно-процессуальные меры принуждения;

2) меры административного наказания.

Основным критерием классификации выступает критерий единства правового и процессуального пространства использования указанных мер.

4. Определено, что презюмируемая опасность нарушения таможенных правил – это признание определенного деяния угрожающим (опасным) установленному порядку перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, проведения таможенного контроля и таможенных операций, при наличии исходного установленного факта, свидетельствующего, с достаточной долей вероятности, о наличии угрозы, если иное не будет установлено правоприменительным актом таможенного органа или актом правосудия.

5. Обосновано, что приостановление выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара является мерой административно-правового пресечения презюмируемой опасности. Специализированным принудительным полномочием таможенных органов является приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в соответствующий реестр.

6. Предложено включить в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» такие принудительные меры, как приостановление действия свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям при применении отзыва свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также аннулирование квалификационного аттестата специалиста, непосредственно осуществляющего таможенные операции, в случае неисполнения лицом требований законодательства в области таможенного дела. Отзыв свидетельства и аннулирование квалификационного аттестата должны применяться исключительно судом на основании заявления таможенного органа. Предлагаемая мера будет способствовать ограничению злоупотреблений своими полномочиями должностными лицами таможенных органов и минимизации в таможенном законодательстве такого коррупциогенного фактора, устанавливающего необоснованно широкие пределы для усмотрения, как широта дискреционных полномочий.

7. Для повышения эффективности реализации механизма применения административно-правовых мер пресечения презюмируемой опасности нарушения таможенных правил внесены предложения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», касающиеся совершенствования деятельности в области таможенного дела и специалистов, непосредственно осуществляющих таможенные операции:

а) определено понятие грубого нарушения таможенных правил лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, специалистами, непосредственно осуществляющими таможенные операции;

б) установлена процедура приостановления и возобновления действия свидетельств о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, специалистов, непосредственно осуществляющих таможенные операции;

в) установлена процедура отзыва свидетельств в области таможенного дела или квалификационного аттестата специалистов, непосредственно осуществляющих таможенные операции, за нарушение таможенного законодательства.

8. Для повышения эффективности реализации механизма применения административно-правовых принудительных мер, применяемых в производстве по делам об административных правонарушениях при нарушении таможенных правил, внесены предложения по совершенствованию КоАП РФ:

а) предусмотреть в ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ ответственность за совершение перечисленных в ней действий по отношению к иным результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

б) установить в ч. 4 ст. 19.4 КоАП РФ ответственность за воспрепятствование деятельности таможенных органов в специальной норме;

в) возложить обязанность в части оплаты издержек на содержание животных на их владельца, указав ее в ст. 24.7 КоАП РФ;

г) изменить п. 10 ст. 27.2 КоАП РФ, предоставив право таможенным органам осуществлять доставление при выявлении административных правонарушений, по делам о которых они составляют протоколы об административных правонарушениях;

д) добавить в ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ основания применения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице;

е) внести изменения в ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ, касающиеся наделения самостоятельными полномочиями таможенных органов по применению привода;

ж) дополнить перечень объектов, подлежащих уничтожению в соответствии с ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ, иными объектами, содержащими нарушения исключительных интеллектуальных прав.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconПравовое регулирование валютного обращения в российской федерации...
Правовое регулирование валютного обращения в российской федерации1 (административно-правовой аспект)

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил icon4. Административные регламенты в административно-управленческом
Тема Общая теория административно-процессуального права и административно-процессуальной деятельности

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconЭлектронных ресурсов «наука и образование» №05 (36) май 2012 удк 342. 9 № офэрниО: 18253
Электронное учебное пособие «Административно-правовое обеспечение пограничной деятельности»

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconКаленская Анастасия Игоревна взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом
Далее показана специфика применения статуса уэо в Республики Беларусь и Республики Казахстан. Особое внимание уделено определению...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconА. В. Сорокин административно-правовое регулирование массовых коммуникаций
Понятие и система права массовых коммуникаций § Информационные правоотношения

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconМ етодические рекомендации по заполнению гражданами, претендующими...
Российской Федерации, и федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации справок о доходах, об имуществе...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconТаможенное право учебник для вузов
РФ. Автор более 70 научных и учебно-методических работ, среди них: учебники "Информатика и математика для юристов", "Налоговое право...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconОбщая характеристика механической асфиксии
При недостаточном поступлении кислорода в ткани организма или нарушении его использования для окислительных процессов возникает патологический...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconКонспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина»
«административно-правовые отношения» и выяснили, что в них могут вступать несколько категорий субъектов, таких как органы исполнительной...

Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил iconРеферат На тему: «Перитонит новорожденных и детей раннего возраста»
Перитонит – острое воспалительное осложнение (заболевание), возникающее при нарушении местных защитных функций брюшины вследствие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную