
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ Б. В. Россинский
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЧАСТЬ II Специальность 030501.65 – юриспруденция
КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
Москва
2014
Автор: Б. В. Россинский, доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права
РПА Минюста России
Ю. Л. Смирникова, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры
административного и финансового права РПА Минюста России
В. П. Уманская, кандидат юридических наук,
доцент кафедры административного и финансового права
РПА Минюста России
Ю. А. Браташова, кандидат юридических наук,
ст. преподаватель кафедры административного и финансового права РПА Минюста России Рецензенты: А. И. Стахов, доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры административного и финансового права
РПА Минюста России
Н. А. Поветкина, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права РПА Минюста России Часть II программы государственного междисциплинарного экзамена по государственно-правовой специализации подготовлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция» с учётом специфики обучения студентов на юридическом факультете.
Разработанная часть программы содержит целевую установку, организационно-методические рекомендации, программу курса, вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, список учебно-методической литературы.
Часть II Программы государственного междисциплинарного экзамена по государственно-правовой специализации рассчитана на студентов-выпускников очной, очно-заочной, заочной форм обучения, а также студентов, получающих второе высшее образование. Программа обсуждена и одобрена кафедрой
административного и финансового права РПА Минюста России Программа печатается в авторской редакции
© РПА Минюста России, 2014
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целью государственного междисциплинарного экзамена по государственно-правовой специализации является выявление уровня знаний выпускников юридического факультета РПА Минюста России по курсам «Административное право» и «Финансовое право», а также усвоение комплекса теоретических знаний об основных понятиях и закономерностях, выработка практических навыков и умений применительно к административной и финансовой деятельности.
Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования исполнительной ветви власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, с администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, формы и методы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Место и значение дисциплины обусловлено как характером регулируемых административным правом общественных отношений, так и источниками административного права.
Курс «Административное право» предполагает углубленное изучение студентами таких вопросов, как административно-правовой статус человека и гражданина; права и обязанности граждан в сфере государственного управления; порядок обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан; органы исполнительной власти; государственные служащие; административная ответственность; порядок производства по делам об административных правонарушениях, и другие.
Курс «Финансовое право» занимает важное место в программе профессиональной подготовки юристов. Финансовое законодательство в течение последних десятилетий получило активное развитие, а сложившиеся финансово-правовые конструкции и институты оказывают непосредственное влияние на все сферы общественных отношений. Знание системы правового регулирования финансовых отношений, а также сущности и социальной значимости публичных финансовых отношений способствует пониманию происходящих в обществе изменений.
Дисциплины «Административное право» и «Финансовое право» являются основополагающими для дисциплин общепрофессионального цикла.
Уровень подготовленности студентов, допущенных к государственным экзаменам, должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по программе дипломированного специалиста по специальности «Юриспруденция».
Студенты должны приобрести знания, необходимые для успешного анализа вопросов теории административного права и практики реализации норм в сфере государственного управления, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также навыки их практического применения в своей профессиональной деятельности.
Для этого студенты должны знать:
основные понятия и категории, используемые в административном и финансовом праве, место и роль данных отраслей в российской правовой системе;
иерархию источников административного и финансового права, их особенности и виды;
основные концепции теории государственного управления, а также систему понятий и категорий, используемых в государственном управлении;
понятие, предмет, метод и систему административного и финансового права;
понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного и финансового права;
понятие и правовой статус органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
особенности публичной финансовой деятельности;
понятие и виды административно-правовых форм и методов реализации исполнительной власти;
понятие и основные черты административной ответственности;
понятие, признаки и состав административного правонарушения;
общие правила назначения административного наказания, цели и виды административных наказаний;
задачи, принципы и общие положения производства по делам об административных правонарушениях, субъектов административной юрисдикции;
участников производства по делам об административных правонарушениях;
бюджетное устройство Российской Федерации;
понятие и стадии бюджетного процесса Российской Федерации;
правовые основы налоговой системы и правовой статус субъектов налоговых правоотношений;
финансово-правовое регулирование банковских отношений;
правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
Выпускник, сдающий экзамен должен уметь:
толковать и применять общепризнанные нормы международного права, Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные акты, регулирующие административно-правовые и финансово-правовые отношения и являющиеся источниками административного и финансового права;
применять в профессиональной деятельности знания, полученные в ходе изучения данного курса, с точки зрения соответствия решений и действий органов и должностных лиц законодательству, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина;
свободно использовать понятия и категории изучаемой дисциплины;
самостоятельно изучать и анализировать юридическую литературу, нормативные акты в целях совершенствования своей профессиональной культуры и выработки навыков исследования связи действительности с законодательством;
логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по наиболее важным вопросам административного и финансового права;
разрабатывать отдельные виды документов правового характера, проводить оценку правовых документов на предмет их соответствия действующим правовым нормам.
Кроме того, выпускник должен отвечать следующим требованиям:
иметь достаточно высокий уровень профессиональной и общей культуры;
обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой и твердостью моральных убеждений, уважением к закону, чести и достоинству граждан, чувством нетерпимости к любому нарушению закона;
осознавать социальную значимость избранной профессии и высокую степень ответственности при осуществлении своей профессиональной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Курсы «Административное право» и «Финансовое право» изучается студентами всех форм обучения, занимающихся по программе получения высшего профессионального образования, а также студентами, получающими второе высшее образование по специальности «Юриспруденция». Преподавание дисциплин осуществляется кафедрой административного и финансового права РПА Минюста России.
Содержание дисциплин включает в себя ряд тем в соответствии с современной системой административного и финансового права. При работе над каждой темой курса студенты обязаны знать нормативный материал, учебную и специальную юридическую литературу.
Основой для изучения всех разделов курса является Конституция РФ и законодательство РФ, устанавливающие административно-правовые и финансово-правовые нормы, которые должны быть глубоко и всесторонне изучены.
Каждая темы курса изучаются в соответствии со следующим дидактическим циклом:
- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы и анализу нормативного и иного материала;
- самостоятельная работа над источниками административного и финансового права;
- анализ действующего законодательства и литературы по основным научным и практическим проблемам административного и финансового права;
- выявление пробелов, противоречий и коллизий административного и финансового права.
Основной вид работы выпускника при подготовке к междисциплинарному экзамену по курсам «Административное право» и «Финансовое право» – самостоятельная работа, которая включает изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников: монографий, юридической периодики, сборников научно-практических конференций, публикуемой практики органов юстиции и других правоохранительных органов.
Самостоятельная работа должна носить планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы.
Самостоятельную работу по подготовке к государственному экзамену следует начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. При этом желательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные им в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к детальному ознакомлению с отдельными темами в порядке, предусмотренном Программой.
Получив представление об основном содержании темы необходимо изучить материал с помощью учебника. Затем желательно ознакомиться с первоисточниками (или выдержками их них), то есть работами ученых-юристов и нормативно-правовыми актами. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Ответы на них могут быть получены в процессе индивидуальной или в составе учебной группы консультации преподавателя. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.
Непосредственная подготовка к экзамену проводится по вопросам, представленным в данном пособии. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, осмыслить его, составить краткий план ответа.
План ответа примерно должен включать в себя:
основные понятия по теме вопроса и характерные черты соответствующего института отрасли права;
основы правового регулирования рассматриваемого вопроса;
определение сущности рассматриваемого института отрасли права;
основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;
теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса;
проблемы, противоречия и коллизии в правовом регулировании рассматриваемого института отрасли права.
При непосредственной подготовке к экзамену следует вспомнить разработанный план ответа и усовершенствовать его с использованием материала других, «пересекающихся» вопросов.
Форма экзамена включает получение билета, подготовку и ответ по содержанию стоящих в нем вопросов. В состав экзаменационной комиссии, как правило, включаются экзаменаторы – специалисты в области административного и финансового права. Полученная оценка объявляется после обсуждения ответа комиссией.
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Тема 1. Понятие, предмет, методы и система административного права
Понятие административного права. Предмет административного права. Методы административного права. Суть императивного метода в административном праве. Соотношение методов административного права с методами иных отраслей права. Система отрасли административного права. Общая и особенная части административного права. Роль и место административного права в правовой системе России.
Тема 2. Административно-правовые нормы
Понятие административно-правовой нормы. Структура административно-правовой нормы. Особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Способы осуществления реализации (формы реализации) административно-правовых норм. Источники административного права и их виды. Действие административно-правовых норм во времени. Тема 3. Административно-правовые отношения
Понятие административно-правового отношения. Структура административно-правового отношения. Субъекты административно-правового отношения. Объекты административно-правового отношения. Содержание административно-правового отношения. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений. Особенности административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений. Тема 4. Физические лица как субъекты административного права
Понятие субъектов административного права. Административно-правовой статус человека и гражданина. Административная правосубъектность личности. Административная правоспособность личности. Административная дееспособность личности. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы физических лиц. Субъекты административной опеки. Беженцы. Вынужденные переселенцы. Понятие и виды обращений граждан. Обжалование гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Административное и судебное обжалование.
Тема 5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Понятие органа исполнительной власти. Административно-правовой статус органа исполнительной власти и его содержание. Компетенция органа исполнительной власти. Основания классификации органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти в зависимости от характера их компетенции. Организационно-правовые формы и названия органов исполнительной власти. Единоначальные и коллегиальные органы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства РФ. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Полномочия Президента РФ по руководству органами исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. Понятие и отличительные признаки административного регламента органа исполнительной власти. Правовая основа административной регламентации деятельности органов исполнительной власти. Классификация административных регламентов органов исполнительной власти. Место и роль административных регламентов органов исполнительной власти.
|