О. А. Овсянникова психология музыкального образования






НазваниеО. А. Овсянникова психология музыкального образования
страница1/10
Дата публикации27.02.2015
Размер1.25 Mb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования

О.А. Овсянникова


ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030700 –

«Музыкальное образование», очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2013
Овсянникова О.А. Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030700 «Музыкальное образование», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 76 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. заведующий кафедрой музыкального образования Дьяченко И.Ю., канд. пед. наук.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Овсянникова О.А., 2013.

Пояснительная записка

В требованиях ГОС даны следующие рекомендации: «Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы. Антропологический подход к их изучению. Музыкальное сознание общества и личности. Психологическое содержание понятия «музыкальность». Структура музыкальных способностей и особенности их развития на разных возрастных этапах. Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных актов музыканта. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Психологические механизмы творчества личности в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Развитие восприятия музыки, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологические основы обучения музыкальному языку. Музыкальная психосемантика и этномузыкальные аспекты музыкального образования. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности. Психология музыкально-педагогического общения. Психологические особенности организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе».



Музыкальной психологии и психологии музыкального образования отводится в современном музыкально-образовательном пространстве роль интегратора наук о музыке, человеке и обучении искусствам музыки и ее преподавания. Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке.

Система музыкально-психологической подготовки педагога-музыканта есть погружение в опыт самопознания homo musikus в аспекте антропоцентрического изучения взаимодействия человека и музыкальной культуры.
В целях углубления и закрепления знаний студентов в области музыкальной психологии наряду с дисциплиной федерального компонента общепрофессиональных дисциплин «Музыкальная психология и психология музыкального образования» в компонент дисциплин и курсов по выбору учебного плана специальности введена вторая дисциплина – «Психология музыкального образования». Обе дисциплины являются двумя этапами одного курса, что отражено в тематическом плане.

При составлении рабочей программы использовались следующие учебные пособия и программы:

- Петрушин В. И. Музыкальная психология;

- Торопова А.В. Программа по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования» для специальности 03.07.00. «Музыкальное образование» – 2001 г.;

- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.;

- Оленникова М.В. Общая психология / Сост. М.В. Оленникова. – М. : ООО «Издательство АСТ»; СПб. : ООО «Сова», 2004. – 93 с.

- Тумасова С.А. Психология: учеб. пособие / С.А. Тумасова, С.Ш. Шамхалова. – М. : Издательство РИОР, 2005. – 120 с.

- Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.2. – 352 с.
Цель курса – рассмотрение целостного явления музыкальной культуры, искусства и образования с позиций культурно-антропологического подхода как отражения закономерностей и особенностей развития человека, его сознания.
Задачи курса:

  • оснащение педагогов-музыкантов специальными профессионально ориентированными психологическими знаниями, открывающими психологическую сущность музыки, знаковую природу сознания и самосознания «человека музыкального», особенности целостного музыкального опыта и передачи этого опыта в музыкальной педагогике, условия музыкально-творческой деятельности и самоактуализации одаренной личности, развития индивидуальности и способностей каждого ребенка в музыкальной деятельности;

  • раскрытие психологического значения музыки в становлении человеческого сознания в истории и онтогенезе личности;

  • осмысление скрытых движущих сил музыкального развития, процессов музыкального творчества, функционирования психологических систем музыкальной деятельности;

  • выявление оптимальных способов музыкального воспитания и обучения, музыкально-психического развития целостной личности.


Основой курса являются закономерности и способы решения проблем музыкального образования с позиций философии, психологии, музыкознания, эстетики, музыкальной педагогики, а также эмпирические и теоретические методы познания и преобразования музыкально-педагогической действительности.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал студентов в области общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изученных ранее.

Материал учебной дисциплины позволяет овладеть принципами и методами теории и практики профессиональной работы, научиться самостоятельно ориентироваться в разнообразных проблемных психолого-педагогических ситуациях, критически их оценивать и находить пути разрешения возникающих противоречий.

Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям педагогической практикой, которая становится источником конкретной информации о многообразии и неоднозначности музыкально-педагогических проблем, встающих перед учителем и использовать полученный музыкально-психологический опыт на уроках музыки в общеобразовательных школах.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

  • сущность музыкально-психологического подхода к изучению сознания;

  • определение, структуру, содержание, формы и уровни музыкального сознания личности;

  • основные музыкально-психологические понятия;

  • особенности проявления эмоционально-волевой сферы психики в музыкальной деятельности;

  • закономерности музыкально-познавательных процессов психики человека;

  • психологические особенности музыкального развития учащихся различных возрастных групп;

  • психологические принципы музыкально-педагогической работы, психологические особенности организации урока музыки как урока искусства.


В процессе изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • определять индивидуальные особенности проявления музыкальности учащихся, уровень развития их творческих музыкальных способностей;

  • организовывать музыкально-педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся и их музыкально-психического развития;

  • оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения и становления их личности;

  • аргументировать личностно-профессиональную позицию в вопросах психологии музыкального образования.


Трудоёмкость курса
I. «Психология музыкального образования»: всего 80, из них –

18 – лекционные, 18 – практические, 44 – самостоятельной работы в 5 семестре; зачет в 5 семестре.

II. «Музыкальная психология и психология музыкального образования»: всего 72, из них – 17 – лекционные, 17 – практические, 38 – самостоятельной работы в 6 семестре; экзамен в 6 семестре.
Таблица 1


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6







Аудиторные занятия (всего)




80

72







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции




18

17







Практические занятия (ПЗ)




18

17







Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)




44

38







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зач.

Экз.







Общая трудоемкость час






80

72
























Тематический план. Психология музыкального образования

Таблица 2.






Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1.

Введение в предмет






















1.1

Цель, задачи, общая характеристика курса.  Предмет, связь с другими науками. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения

музыке и музыкально-

психического развития личности.

1

2




2

4




0-2

1.2

Из истории музыкальной психологии. Направления музыкальной психологии. Методы исследований.

2,3

2

2

4

8




0-5

2.

Основы психологии музыкального сознания.






















2.1

«Музыкальное сознание»: понятие, структура, уровни функционирования.

4

2

2

4

8




0-7

2.2

Основные психологические тенденции музыкальной теории и практики Востока и Запада.

5,6

1

2

5

8

2

0-10




Всего

6

7

6

15

28

2

0-24




Модуль 2






















2.3

Музыкально-психологическое самосознание XІX-XX веков.

1,2

1

2

5

8

4

0-20

3.

Музыкально-познавательные процессы психики личности.






















3.1


Внимание в деятельности музыканта-исполнителя. Способы его развития.


3,4



2



2


5


9





0-5

3.2

Сенсорно-перцептивная система. Современные исследования в области психологии музыкального восприятия. Музыкальная

психосемантика и

этномузыкальные аспекты музыкального образования.

5,6

2

2

5

9




0-10




Всего

6

5

6

15

26

4

0-35




Модуль 3






















3.3

Когнитивная система. Проблемы музыкального мышления и его развития.

1,2

2

2

5

9




0-15

3.4

Развитие музыкальной памяти.

3,4

2

2

4

8

2

0-15

3.5

Развитие музыкального воображения. Влияние музыки на развитие воображения.

5,6


2



2



5


9




0-11




Всего

6

6

6

14

26

2

0-41




Итого (часов, баллов):




18

18

44

80

8

0-100




Из них в интерактивной форме




2

6















  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства по...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования «Город Архангельск»...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconМуниципального образования город краснодар
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы, составитель Е. В. Овсянникова...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconФормирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона
Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования фгбоу впо «Московский государственный гуманитарный...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
«Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Клиническая психология детей и подростков» и является...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру...
Направление 37. 04. 01 – Психология (магистерские программы «Психология личности», «Психология здоровья», «Психологические и медикобиологические...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «психология развития и возрастная психология»
Фомичева Н. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 49 с

О. А. Овсянникова психология музыкального образования iconОбразовательная программа мбоу «Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания»
Мбоу «Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания» является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную