Скачать 55.35 Kb.
|
Ольга Игоревна Каяшева idst1230@yandex.ru Введение Список литературы А. Анастази «Диф. Психология» С.К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А.В. Либин «Диф. Психология» Е.В. Рыбалко В.В. Петухов А.Г. Асмолов П.Б. Ганнушкин А.В. Либин Понятие, предмет и задачи диф. Психологии Связь диф. Психологии с другими науками Основные понятия диф. Психологии Методы дисциплины История становления диф. Психологии Понятие диф. Психологии (Петровский, Ярошевский) диф. Психология – отрасль психологии, изучающая различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предмет изучения – индивидуальные и групповые различия Задачи: 1 выделение индивидуальных и групповых различий 2 объяснение происхождения индивидуальных и групповых различий Связь между диф. Пихологией и другими дисциплинами ![]() Основные понятия 1 Человек – био-социальное существо, которое имеет ряд специфических качеств, которые отличают его от животных, например – речь, сознание, наличие высших психических функций, способность к трудовой деятельности, умение создавать орудия труда 2 индивид – единичный представитель вида homo sapiens Индивид обладает рядом свойств, например конституциональные (рост, вес, форма), возрастные, сенсорная чувствительность, 3 личность – активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания Личность – это есть процесс социализации, то есть становление личность связано с принятием социальных ролей, функций, социальных норм и правил поведения. А.Н. Леонтьев – личностью не рождаются, а личностью становятся 4 индивидуальность – это неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных, и социально приобретенных свойств (связано с особенностями темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта и т.д.) 5 индивидуализация – это процесс определения и обособления личности, ее оформления, как уникальной и неповторимой Ставшей индивидуальностью личность – это самобытный активный и творчески проявивший себя в жизни человек. Методы исследования А. Анастази 1 статистический метод 2 метод тестирования
Ф. Гальтон использовал статистические методы для обработки собранных данных по индивидуальным различиям, исследовал возможности применения корреляции К. Пирсон разработал математический аппарат теории корреляции Р.А. Фишер разрабатывал новые методы в статистике 2 тестовый метод. Джемс Кэттел объединяет два течения – экспериментальную науку и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий В лаборатории Вундта Кэттел проводит ряд своих исследований и пишет под руководством Вундта свою докторскую диссертацию о проявлении индивидуальных различий времени наступления реакции В 1890 году Кэттел вводит понятие интеллектуального теста. В этот период обнаруживается основная проблема тестов – нестабильность индивидуальных показателей, а так же недостаточная корреляция с независимыми оценками интеллектуального уровня (школьные оценки, академические и т.д.) Бине, Генри Тесты необходимы в таких сферах, как образование 1904 год по заказу министерства образовании во Франции Бине и Симон разработали тест интеллекта Тесты необходимы для военных нужд 1917 год в США возникла необходимость в создании тестов для отбора новобранцев. (армейская Альфа(для знающих английский), армейская Бета(для незнающих английский)) К. Маховер «Человек под дождем» с помощью данной методики можно выявить психоэмоциональные состояния личности и ее стрессоустойчивости. Особенности изображения своего персонажа Символика зонта. Зонт символизирует родительские фигуры. Ручка символизирует фигуру отца. Купол фигура матери. Если слишком большой зонт – зависимость от родителей или значимых фигур. Если была смерть одного из родителей то возможны проблемы с рисованием частей зонта С.К. Нартова-Бочавер. 1 общенаучные методы 2 психогенетические методы 3 исторические методы 4 психологические методы Общенаучные методы (используются в различных Научных областях) – наблюдение, эксперимент Психогенетические методы – направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств 1 генеалогический метод – метод исследования семей, который использовался Фрэнсисом Гальтоном (книга «Наследственный гений»). Этот метод основывается на положении, что есди некоторый признак является наследственным, и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку Варианты работы – генограммы – этот метод вводит в науку в 1978 году Мюрэ Боуэн Генограмма позволяет выявить отношение родства, особенности межличностного взаимодействия между членами семьи, семейные конфликты, семейные сценарии и установки, психологические проблемы, которые передаются из поколения в поколение. ![]() Есть дополнительные обозначения абортов, выкидышей и беременностей Особенности отношений ![]() Могут быть тесные и конфликтные отношения. Геносоциограмма – в отличие от генограммы используется довольно таки редко, поскольку метод очень трудоемкий, помимо семейной истории рассматриваются особенности исторической эпохи, социальные и культурные явления. А.А. Шутценбергер Обычно не более трех поколений. книги Олиферович Беленко и др. «Семейные кризисы» Э.Г. Эйдемиллер «Семейная системная психотерапия» 2 метод приемных детей Исследуется особенности детей включенных в семьи чужих родителей, воспитателей. Рассматриваются отношения между ребенком и приемным родителей, а так же между ребенком и его биологическими родителями. С помощью данного метода выявляется влияние средовых и наследственных факторов на развитие детей. 3 близнецовый метод (Ф. Гальтон) (Торндайк) (Рэне Зазо) А) монозиготные (однояйцевые) близнецы 99% совпадения генетического материала ![]() Принцип зеркальности Криптофазия – уникальный язык близнецов Эффект близнецовости – если один заболел, то другой скорее всего заболеет тоже, но лечить нужно по-разному Б) дизиготные (разнояйцовые) близнецы (двойняшки) Меньшая группа риска, по сравнению с монозиготными. Девочки как правило опережают мальчиков в развитии до подросткового возраста В) полуидентичные близнецы (до оплодотворения яйцеклетка разделилась) – малоизученное явление Г) близнецы от разных отцов (очень редкое явление) Монозиготность передается по отцовской линии. Дизиготность по материнской линии. Дополнительные факторы способствующие рождению близнецов – рост матери (более высокий, от 167 см), наличие родственников близнецов, возраст матери (чем старше, тем больше, после 37 лет), зоны Земли (Африка – дизиготные близнецы, Европа – дизиготные) Близнецовый метод – подвиды: 1 метод контрольных близнецов – происходит сравнение внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов 2 метод близнецовой пары – с его помощью изучаются распределение ролей и функций внутри близнецовой пары («феномен совокупной личности») Равич-Щербо 3 метод контрольного близнеца - на одного из близнецов оказывается формирующее воздействие, а на другого воздействие не оказывается 4 метод разлученных монозиготных близнецов (катаклизмы, войны и т.д.) Исторические методы (методы анализа документов) Биография исторических деятелей, дневниковые записи Психологические методы Интроспективные (самонаблюдение, самооценка) Психофизиологические (аппаратные методы) Социально-психологические методы (опрос и социометрия) Возрастно-психологические методы поперечных и продольных срезов |
![]() | Направление 37. 04. 01 – Психология (магистерские программы «Психология личности», «Психология здоровья», «Психологические и медикобиологические... | ![]() | Фомичева Н. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 49 с |
![]() | Дисциплина «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» является дисциплиной специализации «Организационная психология»... | ![]() | Вид промежуточной аттестации: экзамен, диф зачет (курсовая работа) в 3 семестре |
![]() | Для подготовки к курсу психология развития и возрастная психология к началу зимней сессии необходимо написать конспекты ответов на... | ![]() | Содержание: умк по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для студентов направления подготовки 050100. 62– «Педагогическое... |
![]() | Требования к оформлению и содержанию контрольной работы по дисциплине «Психология», раздел «Возрастная и педагогическая психология»... | ![]() | Овсянникова О. А. Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методический... |
![]() | ... | ![]() | Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда» |