Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности






Скачать 132.89 Kb.
НазваниеПонятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Дата публикации11.03.2015
Размер132.89 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Психология > Документы
Информационный лист №1
Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская).

«Аутизм (от греч. аutos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими» (Б.П.Пузанов).

Термин «аутизм» ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

В современной психологии и психиатрии термин «аутизм» используется также применительно к нормальной психике; показано, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях аутизм рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.

Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого – искаженного - варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

«Искаженное развитие - это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА)» (И.И.Мамайчук).

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

качественные нарушения способности к общению;

ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, однако статистические данные о его распространенности неоднозначны и на это есть свои причины: 1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер; 2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России - не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений); 3) различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма. Чаще всего в последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеют явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства.

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В.М. выделяет 4 основных этапа в становлении этой проблемы.

Первый период конца XIX – начала XX веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.

Второй, так называемый доканнеровский, период, приходящийся на 20 – 40–е годы прошлого столетия, когда обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева Г.Е., 1974).

Третий (1943 – 1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму Л.Каннера и Х. Аспергера. Впервые этот синдром был описан в 1943 г. Американским детским психиатром Л.Каннером. Независимо от него австрийский психиатр Аспергер в 1944 г. Описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей первой работе Каннер охарактеризовал РДА как особое состояние, с нарушениями общения. Речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра.

Четвертый, послеканнеровский, период (1980 – 1990 гг.) характеризуется существенным отходом от позиции самого Каннера на ранний детский аутизм. РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения.

К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза.


Информационный лист №2
Причины аутизма
Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнанна большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что по крайней мере, большая часть случаев РДА наследственно обусловлена.

Механизм наследования неясен, но он заведомо не моногенный, т.е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к её развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (внутренним – возрастной криз, конституциональные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлекательна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно, если принять гипотезу В.П. Эфроимсона, что реализация мультифакториального комплекса возможна при наличии хотя бы одного патологического гена, а не всего комплекса или определенной его части. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популяция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроизводится.

Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо.

Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно. Попытки связать РДА с определенной локализацией поражения были, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленного материала пока недостаточно.

Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Европе, по мнению психологов и психиатров возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4-х лет), растущих в условиях эмоциональной депривации, т.е. при длительном отсутствии материнской ласки, неправильном воспитании, в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким. По представлениям российских ученых психогенный фактор может: а) быть манифестным (провоцирующим) для любых форм РДА; б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживанием своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания; в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.


Информационный лист №3
Клинико – психолого-педагогическая характеристика детей с РДА
Клинико – психолого-педагогическая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в равнении с другими нарушениями психического развития. Основными признаками синдрома РДА, согласно учения американского детского психиатра Л.Каннера, является триада симптомов: 1) аутизм с аутистическими переживаниями; 2) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; 3) своеобразные нарушения речевого развития.

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3-5 лет, основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

отгороженность от внешнего мира;

слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными: когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты;

недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества). Этот феномен проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что маленький Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил её изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной соской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами;

неофобии (боязнь всего нового) проявляется у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед глазами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);

речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных наблюдается повышенный вербализм, проявляющийся в избирательном отношении к определенным словам и выражениям, ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги, речевые нарушения обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что накладывает весьма характерный отпечаток;

аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза», отмечается «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ребенка - аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, и поэтому многие родитель и педагоги отмечают, что «ребенок видит предметы затылком», или «сквозь стенку;

стереотипность проявляется в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т.п.). Игрушки если и используются, то не по назначению. Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок;

при аутизме проявляются особенности моторики, движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде; нередко отдельные сложные движения ребенок выполняет успешнее, чем более легкие. Иногда тонкая моторика развивается в отдельных своих проявлениях раньше, чем общая, а движение, свободно, точно и легко совершаемое в спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности;

рано проявляются страхи, которые могут быть неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, в других случаях – причина страха – повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям, в отдельных случаях объектом страха действительно является источник определенной опасности, но занимает слишком большое место в переживаниях ребенка, опасность как бы переоценивается. Общей особенностью страхов при аутизме вне зависимости от их содержания и происхождения являются их сила, стойкость, труднопреодолимость;

большой интерес представляет интеллектуальное развитие аутичных детей, главная особенность которого – неравномерность развития, по исследовательским данным от 2/3 до 3/4 детей с аутизмом страдают той или иной степенью интеллектуальной недостаточности, в ряде случаев встречаются аутистические черты поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (идиотия, имбецильность), однако нельзя отождествлять РДА и интеллектуальное недоразвитие, имеются случаи, когда дети с установленным диагнозом РДА успешно заканчивают массовые школы, поступают в вузы и достаточно высоко поднимаются в жизни по ступеням социальной иерархии, хотя в детстве их интеллектуальная несостоятельность считалась очевидной и доказанной. Можно привести ряд примеров: Т.Грандин (США) – профессор биологии в университете Северного Колорадо, Д.Уильямс (Австралия) – писатель, И.Юханссон (Швеция) – общественный деятель.

Очень важно отметить, что аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным воздействиям.

Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты все-таки сохраняются.

Информационный лист №4
Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:

тяжесть, глубина аутистических расстройств;

ранняя диагностика;

возможно более раннее начало специализированной коррекции, её комплексный медико-психолого-педагогический характер;

адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, её последовательность, продолженность, достаточный объем;

единство усилий специалистов и семьи.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% - по программа специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22-23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития люди с РДА занимают соответственно различное положение в социуме. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов, почтальонами и т.д. Общим является то, что если аутичный ребенок обучен чему-либо, то в силу своей приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает и творческого подхода к делу. Работать аутист плохо не может. В США и странах Западной Европы людей с тяжелыми формами аутизма обучают различным непрестижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма.

Обучение и воспитание аутичных детей требует (по крайней мере на начальном – и иногда весьма длительном – этапе) индивидуальной работы,, что приводит к резкому удорожанию стоимости образовательных услуг. В США стоимость обучения одного аутичного ребенка составляет 29 тыс. долларов в год при стоимости обучения одного ребенка в массовой школе 10 тыс. долларов в год.

В методическом плане подходы к коррекции РДА в различных странах многообразны. Наиболее известными являются следующие коррекционные программы.

Оперантное обучение (поведенческая терапия) достаточно широко распространено в США и некоторых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в некоторой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально. Формально эффективность метода достаточно высока: до 50-60 % воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое существование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты.

Вместе с тем полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия, носят ригидный, в большей или меньшей степени механический, «роботоподобный» характер, и желаемый уровень гибкой адаптации в обществе не достигается.

ТЕАССН – программа разработана в США в начале 70-х гг. Широко распространена во многих странах Европы, Азии, Африки. В процессе реализации программы усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. В основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию.

ТЕАССН – программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма.

Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, так как именно семья – «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной.

Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С.Лебединской и О.С.Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. В отличие от зарубежных методов большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. Основные усилия направлены на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, применение его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами представляются весьма проблематичными.

Однако, несмотря на значительные успехи в научных медицинских и психологических исследованиях, а также на интересные, обнадеживающие результаты экспериментально- методической работы, государственной системы комплексной помощи детям и подросткам, страдающим ранним аутизмом в России не создано.

Одним из вариантов обучения аутичных детей и подростков в государственных учреждениях образования является создание специальных классов для аутичных детей в массовых и специальных школах других типов.

При потенциально сохранном интеллекте и даже определенных способностях, обучение аутичных детей в массовой школе требует специальной психолого-педагогической поддержки. Осуществлять такую поддержку могли бы сами педагоги, но они, как правило, к этому не готовы.

В целом же можно заключить, что такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует ряда условий:

опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;

определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе;

психолого-педагогической поддержки специалистов по коррекции РДА;

достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;

юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе.

Часто за трудностями первого периода приходит положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно, что во всем мире признано: работа с аутичным ребенком – едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconНашего гмо «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Вопрос адаптации...
Доу». На совместном гмо психологов с воспитателями, работающими в группах с детьми раннего возраста, 2007год, где выступала Л. Ю....

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconСоставитель: Сериков А. Е. Этика для очной формы обучения всех специальностей
Задачи этики. Понятие высшего блага. Этические (нравственные) и дианоэтические (мыслительные) добродетели. Структура нравственных...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconЭкспрессия эстрогеновых и прогестероновых рецепторов в яичнике при...
Экспрессия эстрогеновых и прогестероновых рецепторов в яичнике при синдроме поликистозных яичников / С. Л. Воскресенский, Е. Н. Грудницкая,...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconВозрождение и гуманизм в Европе
Цель: 1 изучить философию гуманизма, 2 научиться определять мировоззренческие установки Раннего нового времени, работать с историческими...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconПрезентация : «Значение игр со строительным материалом в развитии детей раннего возраста»
...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconЗадачи Выставки детского творчества Мероприятия
Адаптировать детей к условиям детского сада. Продолжать знакомить с историей детского сада

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconАдаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconРеспираторные нарушения при полиомиозите и дермотомиозите
...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconБратусь Б. С. Аномалия личности. М., 1988. Братусь В. С., Сидоров...
Анисимов Л. Н., Профилактика пьянства алкоголизма и наркомании в среде молодежи. М. 1988

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности iconВопросы к экзамену
Детская литература как учебная дисциплина. Детская литература и круг детского чтения. Современное понятие о детской литературе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную