Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология»






Скачать 230.93 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология»
Дата публикации17.03.2015
Размер230.93 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Психология > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

(Академия ВЭГУ)
Кафедра психологии





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ
________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ТРУДЕ


Специальность: 030301.65 «Психология»

Специализация: организационная психология

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии

Составитель: к.пед.н., доцент Фаррахова А.Ю.

Уфа

2013

1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» является дисциплиной специализации «Организационная психология» по подготовке специалистов 030301.65 «Психология».

Острота проблемы саморегуляции функционального состояния в условиях выполнения сложных видов профессиональной деятельности связана с тем, что развивающиеся в этих условиях неблагоприятные и трудные для субъекта функциональные состояния могут приводить к дезорганизации профессиональной деятельности вплоть до отказа от нее, потери здоровья, разрушения личности, депрофессионализации.

Прикладная направленность исследований функциональных состояний ориентирует, прежде всего, на поиск адекватных методов оценки и прогнозирования их развития, повышения эффективности труда и сохранения здоровья субъекта труда.

Цель дисциплины «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» – формирование практических навыков оптимизации функциональных состояний в трудовой деятельности.

Задачи курса «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде»:

- раскрыть общее представление о функциональных состояниях субъекта труда;

- рассмотреть проблему управления функциональным состоянием субъекта труда;

- представить динамику функциональных состояний в процессе труда;

- обсудить возможности диагностики функциональных состояний в труде;

- раскрыть методы психической саморегуляции функциональных состояний: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов;

- определить возможности технических средств регуляции функциональных состояний.

2. Требования к уровню освоения дисциплины
Курс «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» базируется на знаниях основ общей психологии, психологии труда, инженерная психология и эргономика. Более глубокое изучение курса предусмотрено в дисциплинах: психологическая безопасность личности, методика ведения тренинга, методы саморегуляции и психологической разгрузки и др.

В результате изучения дисциплины специалист - психолог должен: иметь представление о различных функциональных состояниях и способах психологической саморегуляции.

Знать:

- основные подходы к определению функционального состояния;

- основные виды функциональных состояний, формирующихся в процессе трудовой деятельности;

- основные приемы и способы саморегуляции;

- принципы разработки программ саморегуляции и релаксации.

Уметь:

- применять психологическую диагностику в исследованиях функциональных состояний;

- разрабатывать психопрофилактические программы саморегуляции состояний в труде;

- применять техническую аппаратуру для оптимизации функционального состояния в труде.

Владеть:

- методами психической саморегуляции с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности субъекта труда;

- технологиями обучения навыкам психической саморегуляции и организации тренингов психической саморегуляции.

Программой дисциплины предусмотрен следующий вид аттестации: промежуточная аттестация в форме зачета.




3. Тематический план курса




п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия (час.)

Самост.

работа студентов

ЛК

П/З

з/о СО

Раздел 1. Общее представление о функциональных состояниях

1

Основные виды функциональных состояний в труде

1



18

Раздел 2. Диагностика функциональных состояний в труде

2

Методы изучения функциональных состояний



2

22

Раздел 3. Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда

3

Методы психической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере

1

4

36

4

Формы организации обучения навыкам психической саморегуляции



2

22

Итого (108)

2

8

98

Форма контроля

зачет

4. Содержание курса
Раздел 1. Общее представление о функциональных состояниях
Тема 1. Основные виды функциональных состояний в труде

Определение функционального состояния. Подходы к определению функциональных состояний (комплексный подход, эргономический подход, психофизиологический подход, нейрохимический подход).

Уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы.

Праксические состояния субъекта труда и факторы их определяющие. Благоприятные и неблагоприятные функциональные состояния на разных этапах трудовой деятельности.

Работоспособность. Компоненты утомления: чувство слабосилия, расстройство внимания, расстройства в сенсорной области, нарушение в моторной сфере, ухудшение памяти и мышления, ослабление воли, сонливость. Монотония. Состояние психической напряженности. Различные формы стресса.

Динамика функциональных состояний в процессе труда. Предрабочие состояния. Состояние врабатывания. Оптимальное рабочее состояние.
Раздел 2. Диагностика функциональных состояний в труде
Тема 2. Методы изучения функциональных состояний

Оценка функционального состояния «САН». Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов). Опросник «Актуальное состояние» (Л.В.Куликов). Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А.Курганский, Т.А.Немчин).

Опросник для оценки острого умственного утомления (А.Б.Леонова и Н.Н.Савичева). Опросник «Степень хронического утомления». Дифференцированная оценка работоспособности (А.Б.Леонова, С.Б.Величковская).
Раздел 3. Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда
Тема 3. Методы психической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере

Целевая направленность тренингов по обучению психологической саморегуляции: оптимизация функционального состояния во время рабочего дня, формирование системы комплексных мер поддержания профессионального здоровья.

Особенности методов психической саморегуляции и варианты методик, используемых в профессионально-прикладной практике.

Методика «Нервно-мышечная релаксация» (Э.Джекобсон). Вариант методики «Нервно-мышечная релаксация» Дж. Эверли и Р. Розенфельда.

Методика «Аутогенная тренировка» И.Г.Шульца. Ступени аутогенной тренировки. Упражнения низшей ступени аутогенной тренировки. Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки.

Модификации аутогенной тренировки. Модификация, предложенная В.Стоквисом. Модификация Л.П.Гримака. Модификация В.Луте. Модификация аутогенной тренировки М.С.Лебединского и Т.Л.Бортник. Модификация аутогенной тренировки И.М.Перекрестова («нейрососудистый вариант»). Психорегулирующая тренировка в варианте Л.Д.Гиссена. Модификация аутогенной тренировки А.Б.Леоновой, А.С.Кузнецовой.

Идеомоторная тренировка. Принцип идеомоторных актов (В. Карпентер).

Методика «Сенсорная репродукция» (А.С.Кузнецовой). Оперирование образными представлениями целостных ситуаций.

Профилактика неблагоприятных функциональных состояний. Оптимизация режима труда и отдыха.
Тема 4. Формы организации обучения навыкам психической саморегуляции.
Кабинет психологической саморегуляции. Функциональное назначение кабинета психологической саморегуляции. Технические требования к кабинету психологической регуляции. Оформление комнаты психологической регуляции. Цветосветовая композиция комнаты с учетом психофизиологических эффектов. Общие требования для функциональной музыки.

Индивидуальные самостоятельные занятия. Занятия под непосредственным руководством методиста (групповые либо индивидуальные) – гетеротренинг. Занятия в группах с использованием аудиозаписей сеансов.

Технические средства оптимизации функционального состояния субъекта труда. Аппарат для диагностики психоэмоциональных состояний и работоспособности – прибор «Активациомерт АЦ-6». Портативный АВС стимулятор «НоваПро 100».

Построение сеанса психической саморегуляции. Основные части сеанса психической саморегуляции. Первая часть – формирование состояния релаксации (переход от фонового функционального состояния к релаксационному состоянию. Вторая часть – пребывание в состоянии релаксации. Третья часть – «выход» – переход от состояния релаксации к целевому функциональному состоянию.

Построение курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием. Комплексная программа обучения навыкам психического самоуправления.

5. План практических и семинарских занятий
Раздел 1. Общее представление о функциональных состояниях
Тема 1. Основные виды функциональных состояний в труде

Вопросы к семинару:

1. Подходы к определению функциональных состояний.

2. Праксические состояния субъекта труда и факторы их определяющие.

3. Динамика функциональных состояний в процессе труда.
Раздел 2. Диагностика функциональных состояний в труде
Тема 2. Методы изучения функциональных состояний

Вопросы к практикуму:

1. Методики субъективной оценки функциональных состояний субъекта труда:

- методика «Шкала состояний»;

- оценка функционального состояния «САН»;

- методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов);

- опросник «Актуальное состояние» (Л.В.Куликов);

- оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А.Курганский, Т.А.Немчин);

- опросник для оценки острого умственного утомления (А.Б.Леонова и Н.Н.Савичева);

- опросник «Степень хронического утомления»;

- дифференцированная оценка работоспособности (А.Б.Леонова, С.Б.Величковская).
Раздел 3. Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда
Тема 3. Методы психической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере

Вопросы к семинару:

1. Методы прямой регуляции психического состояния.

2. Методы опосредованного влияния на психическое состояние.

3. Особенности методов психической саморегуляции.

Вопросы к практикуму:

1. Проведение следующих методов психической саморегуляции:

- вариант методики «Нервно-мышечная релаксация» Дж.Эверли и Р.Розенфельда;

- методика «Аутогенная тренировка» И.Г.Шульца;

- модификации аутогенной тренировки;

- идеомоторная тренировка;

- методика «Сенсорная репродукция» (А.С.Кузнецовой).
Тема 4. Формы организации обучения навыкам психической саморегуляции

Вопросы к практикуму:

1. Технические средства оптимизации функционального состояния субъекта труда. Использование портативного АВС стимулятора «НоваПро 100».

2. Построение сеанса психической саморегуляции.

3. Разработка курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием.

6. Задания для самостоятельной работы студентов


Разделы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1

2

Раздел 1. Общее представление о функциональных состояниях.

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2. Авторские резюме:

- Полевая С.А., Парин С.Б., Стромкова Е.Г. Психофизическое картирование функциональных состояний человека // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. – C. 534-538

- Капитоненко Н. В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции // Психологическая наука и образование. – 2007. – №5.– C. 267-274;

- Бурдаков Д. С. Саморегуляция лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга и психическая напряженность // Экспериментальная психология. – 2010. – №3.– C. 123-134;

- Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция состояний тревожности // Психологическая наука и образование. – 2007. – №3.– C. 68 – 76.

- Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека // Экспериментальная психология. – 2011. – №1. – C. 40-56

3. Доклады по темам:

- Концепции психической саморегуляции.

- Уровни психической саморегуляции.

4. Коллоквиум по темам раздела.

Раздел 2. Диагностика функциональных состояний в труде.

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2. Самодиагностика по методике определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов):

- Опросник ДС (полный вариант)

- Опросник ДС (краткий вариант)

- Опросник «Актуальное состояние» (АС)

3. Коллоквиум по темам раздела.

Раздел 3. Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда

1. Решение ситуационных задач по заданию преподавателя.

2.Авторские резюме:

- Барабанщикова В.В. Индивидуальные ресурсы повышения эффективности тренингов психологической саморегуляции // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. – C. 461-465;

- Кузнецова А.С., Барабанщикова В.В., Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // Экспериментальная психология. –2008. – №1.– C. 102 – 130.

3. Доклады по темам:

- Организация работы кабинета психологической регуляции.

- Требования к организации и проведению сеансов саморегуляции.

- Оптимизация саморегуляции психических состояний.

- Внешние методы регуляции функциональных состояний.

- Музыкальные произведения как средства психической саморегуляции.

- Использование цвета для регуляции функциональных состояний.

- Прогрессивная релаксация как метод психической саморегуляции.

- Медитация метод психической саморегуляции.

4. Коллоквиум по темам раздела.

7. аттестационные вопросы


  1. Определение функционального состояния.

  2. Комплексный подход к определению функциональных состояний.

  3. Эргономический подход к определению функциональных состояний.

  4. Психофизиологический подход к определению функциональных состояний.

  5. Нейрохимический подход к определению функциональных состояний.

  6. Физиологические факторы, определяющие функциональные состояния работника.

  7. Психологические факторы, определяющие функциональные состояния работника.

  8. Праксические состояния субъекта труда и факторы их определяющие.

  9. Благоприятные функциональные состояния.

  10. Неблагоприятные функциональные состояния.

  11. Работоспособность как оптимальное состояние субъекта труда.

  12. Кривая работоспособности была, представленная Э. Крепелином.

  13. Компоненты утомления.

  14. Состояние психической напряженности.

  15. Монотония как функциональное состояние субъекта труда.

  16. Состояния, возникающие при монотонной деятельности и обстановке.

  17. Состояния, вызванные интенсивной длительной деятельностью.

  18. Различные формы стресса.

  19. Динамика функциональных состояний в процессе труда.

  20. Предрабочие состояния.

  21. Состояние врабатывания.

  22. Оптимальное рабочее состояние.

  23. Специфика психологической диагностики в исследованиях функциональных состояний.

  24. Оценка функционального состояния «САН».

  25. Методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов).

  26. Опросник «Актуальное состояние» (Л.В.Куликов).

  27. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А.Курганский, Т.А.Немчин).

  28. Опросник для оценки острого умственного утомления (А.Б.Леонова и Н.Н.Савичева).

  29. Опросник «Степень хронического утомления».

  30. Дифференцированная оценка работоспособности (А.Б.Леонова, С.Б.Величковская).

  31. Целевая направленность тренингов по обучению психологической саморегуляции.

  32. Особенности методов психической саморегуляции.

  33. Методика «Нервно-мышечная релаксация» (Э.Джекобсон).

  34. Вариант методики «Нервно-мышечная релаксация» Дж. Эверли и Р. Розенфельда.

  35. Методика «Аутогенная тренировка» И.Г.Шульца. Ступени аутогенной тренировки.

  36. Модификация аутогенной тренировки, предложенная В.Стоквисом. Модификация Л.П.Гримака.

  37. Модификация аутогенной тренировки В.Луте.

  38. Модификация аутогенной тренировки М.С.Лебединского и Т.Л.Бортник.

  39. Модификация аутогенной тренировки И.М.Перекрестова («нейрососудистый вариант»).

  40. Психорегулирующая тренировка в варианте Л.Д.Гиссена.

  41. Модификация аутогенной тренировки А.Б.Леоновой, А.С.Кузнецовой.

  42. Идеомоторная тренировка.

  43. Методика «Сенсорная репродукция» (А.С.Кузнецовой).

  44. Кабинет психологической саморегуляции.

  45. Функциональное назначение кабинета психологической саморегуляции.

  46. Технические требования к кабинету психологической регуляции.

  47. Оформление комнаты психологической регуляции.

  48. Цветосветовая композиция комнаты с учетом психофизиологических эффектов.

  49. Общие требования для функциональной музыки.

  50. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний.

  51. Специализированная гимнастика, повышающая устойчивость к возникновению неблагоприятных состояний.

  52. Оптимизация режима труда и отдыха.

  53. Индивидуальные самостоятельные занятия.

  54. Занятия под непосредственным руководством методиста (групповые либо индивидуальные) – гетеротренинг.

  55. Занятия в группах с использованием аудиозаписей сеансов.

  56. Технические средства оптимизации функционального состояния субъекта труда.

  57. Портативный АВС стимулятор «НоваПро 100».

  58. Основные части сеанса психической саморегуляции.

  59. Построение курса обучения навыкам самоуправления психическим состоянием.

  60. Комплексная программа обучения навыкам психического самоуправления.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Александров А.А. Аутотренинг / А. А. Александров . - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011.

  2. Монина Г.Б. Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости" / Г. Б. Монина. - СПб. : Речь, 2009.

  3. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности Монография / Прохоров А. О. - Москва : Пер Сэ, 2012 /ЭБС IPRbooks


Дополнительная литература

  1. Бабич О.М. Методы саморегуляции и психической разгрузки. Учебное издание : Рабочая тетрадь для вузов. – Изд-во Воронежский ГУ. – 2008.

  2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: ИП РАН, 2003.

  3. Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. – СПб., 2000.

  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.

  5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2008.

  6. Конопкин О.А. Психологические проблемы регуляции деятельности. – М., 1980.

  7. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПГУ, 2003.

  8. Курганский Н. А., Немчин Т. А.. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. – Л., 1990.

  9. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984.

  10. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стресса. – М., 1993.

  11. Носкова О. Г. Психология труда : Учебное пособие / Под. ред. Климова Е. А. -4-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2008.

  12. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. Практическое руководство. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

  13. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С. К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К.Стрелкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  14. Практикум по психологии здоровья / Под ред Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2005.

  15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.

  16. Практикум по психологии состояний / Под редакцией А. О. Прохорова. Серия: Психологический практикум. – СПБ.: Издательство: Речь, 2004.

  17. Прокофьев Л.Е. Основы психической саморегуляции. – Издательство: Лань, 2003.

  18. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний. Феноменология, механизмы, закономерности. – М.: Издательство: ПЕР СЭ, 2005.

  19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. – М.: Академия, 2009.

  20. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

  21. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

  22. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – Спб.: Питер, 2004.

  23. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции : Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.edu.ru/ (Федеральный образовательный портал).

  2. http://psi.webzone.ru/ (Психологический словарь-справочник, общий психологический практикум - тесты).

  3. http://www.psycatalog.ru/ (Каталог «Вся психология в России»).

  4. http://psy.piter.com/catalog/ (Каталог психологического портала сервера издательства ПИТЕР.).

  5. http://psyjournal.ru/index.php (Журнал практической психологии и психоанализа).

  6. http://rusdrakon.ru/ (Психологический центр Дружинина. Тесты. Библиотека).

  7. http://sobchik.newmail.ru/ (Институт прикладной психологии. Тесты.).

  8. http://www.ipras.ru/08.shtml (Психологический журнал Института психологии РАН).

  9. http://www.voppsy.ru/ (Журнал вопросы психологии).

  10. http://psyjournals.ru/ (Портал психологических изданий).

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

9.1. Методические рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

Дисциплина «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» решает следующие задачи:

– формирование у студентов системы научных понятий и представлений о функциональных состояниях субъекта труда;

– приобретение навыков применения психодиагностических методик изучения функциональных состояний;

– формирование у студентов умений построения программ психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда.

Освоение дисциплины «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

– принцип целеполагания (отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее);

– принцип научности;

– принцип системности;

– принцип единства теоретического и эмпирического знания;

– принцип доступности;

– ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- семинар-дискуссия;

- семинар-практикум;

- лабораторная работа;

- деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельное изучение отдельных тем;

- подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы;

- составление краткого конспекта текста;

- составление тематического тезауруса.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный метод, частично-поисковый, интерактивные; средства обучения: наглядные пособия (таблицы, схемы, рисунки), технические средства (аудио- и видеоаппаратура, компьютер), печатные методические пособия.
9.2. Методические рекомендации по освоению дисциплины для студента

В рамках дисциплины предполагается изучение следующих разделов:

- Общее представление о функциональных состояниях

- Диагностика функциональных состояний в труде

- Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда

Ключевыми понятиями раздела 1. Общее представление о функциональных состояниях являются: функциональное состояние, работоспособность, утомление, усталость, монотония, стресс, психическое напряжение.

Также будет рассмотрена динамика функциональных состояний в процессе труда: предрабочие состояния, состояние врабатывания, оптимальное рабочее состояние.

Ключевыми понятиями раздела 2. Диагностика функциональных состояний в труде являются: доминирующее состояние, актуальное состояние, умственное утомление, хроническое утомление.

Также будут рассмотрены психодиагностические методики изучения функциональных состояний.

Ключевыми понятиями раздела 3. Общая характеристика методов психической саморегуляции функциональных состояний субъекта труда являются: аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция. Также будут рассмотрены формы организации обучения навыкам психической саморегуляции, а именно технические требования к кабинету психологической регуляции, технические средства оптимизации функционального состояния субъекта труда. Будут представлены к изучению комплексные программы обучения навыкам психического самоуправления.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям следует иметь в виду, что при конспектировании литературных источников необходимо: отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной; формулировать отдельные мысли текста в другой стилистической и синтаксической формах; составлять словарь понятий по теме семинара; схематизировать и структурировать прочитанный материал; формулировать выводы по прочитанному материалу.

При выступлении с докладом необходимо: соблюдать временной регламент, выражать собственное мнение, делать выводы по рассмотренному вопросу.

Во избежание ошибок при выполнении реферативной учебной работы студенту необходимо:

- осуществлять самостоятельный поиск информации по выбранной теме;

- отбирать существенную информацию;

- логично и последовательно раскрывать тему;

- обобщать психологические знания по проблеме и формулировать выводы на основе обзора литературы;

- стилистически правильно оформлять мысли реферативного текста.

По каждому разделу предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы.

По итогам освоения дисциплины предусмотрена текущая, рубежная, промежуточная аттестация. В рамках текущей аттестации предполагается использование следующих форм оценочных средств: выступление студента с докладом, подготовка рефератов, составление краткого конспекта текста.

Рубежная аттестация предусмотрена после изучения каждого раздела в форме тестирования. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме тестирования.

Для подготовки к аттестации рекомендуется чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов; повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной и самостоятельной работы; подготовка ответов на аттестационные вопросы.

Глоссарий
Астения – состояние повышенной утомляемости, с частотой сменой настроения, раздражительность, расстройствами сна.

Аутогенная тренировка – система приемов психического самовоздействия, обучающая управлению некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами.

Бодрствование – состояние активации всего организма, позволяющей ему улавливать, отбирать и интерпретировать сигналы внешнего мира, реагировать на них адекватным или неадекватным поведением.

Депрессия – аффективное психическое состояние с отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и с общей пассивностью поведения, душевно угнетение.

Идеомоторная тренировка – планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого двигательного навыка.

Мобилизация – полная готовность в какой-либо деятельности.

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности.

Предрабочие (или предстартовые и стартовые) состояния – состояния человека, связанные с мыслями о предстоящей деятельности и мобилизационной готовностью к ней.

Психическая саморегуляция – произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом, осуществляемое самим субъектом путем организованной психической активности.

Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Спокойствие – состояние душевного равновесия, покоя, отсутствие тревоги, уравновешенность, ровность в протекании чего-либо.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания.

Утомление – функциональное состояние человека, временно возникающее под влиянием продолжительной или интенсивной работы, сопровождающейся снижением ее эффективности.

Функциональное состояние – интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма или отдельных его систем и органов, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине психология саморегуляции
Гос впо по специальности подготовки Специальность 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный...

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины клиническое консультирование и коррекционная...
Учебная дисциплина «Клиническое консультирование и коррекционная психология» является направлением психологии, изучающим цели, задачи,...

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа педагогическая психология специальность: 030301....
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconПрограмма учебной дисциплины «Основы саморегуляции»
Курс «Основы саморегуляции» представляет общепрофессиональную дисциплину, национально-региональный компонент. Изучается на дневном...

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины дс. Сд. Ф. 4 Возрастная клиническая...
Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы (не предусмотрены)

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф. 16 Методы психологической диагностики...
Рабочая программа дисциплины «Методы психологической диагностики» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф. 16 Методы психологической диагностики...
Рабочая программа дисциплины «Методы психологической диагностики» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа психофизиология специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"

Рабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных состояний в труде специальность: 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов озо специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную