Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие






Скачать 248.27 Kb.
НазваниеАминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие
страница1/2
Дата публикации20.03.2015
Размер248.27 Kb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2













М.В.Панасенко (Бишляга)

Дидактические материалы к лекциям

по «Юридической психологии»


Юридическая психология: Модульно-рейтинговая программа для специальности 030501 – «Юриспруденция» / Сост М.В.Бишляга. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 60 с.



Содержание лекционных занятий
Введение. Юридическая психология как наука

Введение. Юридическая психология как наука: Лекция. Предмет, система и содержание юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Методологические основы юридической психологии. Классификация и краткая характеристика методов юридической психологии. Историческое развитие юридической психологии.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. – М., 2000.

  5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 319 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.


Содержание 1-го модуля

«Юридические аспекты общей психологии»

Тема 1.1. Понятие личности в психологии и правовой науке

Понятие личности в психологии и правовой науке: Лекция. Понятие и структура личности в отечественной психологии. Понятие и система психических явлений. Понятие и структура личности в зарубежной психологии. Современные теории личности. Психоаналитическая теория личности. Сознание и бессознательное в структуре личности.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

  2. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1990.

  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих групп и отноошений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2003. – 408 с.

  5. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  6. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В.М.Лейбин. – М.: Республика, 1994. – 384с.Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с

  7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 319 с.

  8. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Психология и педагогика профессиональной деятельности» для студентов специальности 021110 – «Юриспруденция» / Сост. С.З.Михайлова. – Магнитогорск: МГТУ, 2001. – 29 с.

  9. Мироненко И.А.Современные теории в психологии личности. – СПб: Изд-во Михайлова В.А.. 2003. – 223 с.

  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 367 с.

  12. Фрейд З. Психология бессознательного / Сост. М.Г.Ярошевский. – М., Просвещение. 1990. – 448с.

  13. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – 272 с.

  14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993. – 480 с.


Тема 1.2. Индивидуально-типологические особенности личности

Индивидульно-типологические особенности личности: Лекция. Понятие и взаимосвязь характера и темперамента. Классификации темперамента (Павлов, Айзенк и др.). Характер: структура, свойства. Понятие, виды и краткая характеристика акцентуаций и акцентуированных личностей, норма и патология. Психические аномалии, акцентуации, и преступное поведение. Задатки и способности. Профессиональные способности юриста.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2000.

  2. Асмолов А.Г.Психология личности. – М., 1990.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  4. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  5. Единый мозг: Руководство в изложении К. Хонз / Перевод А.Подберезовской, Д.Чудовой. - М.: «Автор», 1992.- 16с.

  6. Георгадзе З.О., Царгасова Э.Б. Судебная психиатрия: учебное пособие для вузов./ Под ред. З.О.Георгадзе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 239 с.

  7. Изучение индивидуально-психологических свойств личности: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Психология ипедагогика» для студентов всех специальностей / Сост. Т.Б. Сычева, Ф.А. Маркина. – Магнитогорск, 2002. – 49 с

  8. Изучение личности и ее положения в группе: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии для студентов дневной и заочной формы обучения / Сост. А.Е.Вохмянина, Т.Н. Джумагулова. – Магнитогорск, 1993. – 39 с.

  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., М., 2000. – 384 с.

  10. Курбатская Е.М. Формула вашей внешности. – М.: «Амрита». – 1993. – 40с.

  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

  12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.- 318 с.

  13. Основы социальной психологии и социальной педагогики: Методические указания к практическим занятиям для студентов педагогических специальностей / Сост. С.З.Михайлова. – Магнитогорск, 2003. – 24 с.

  14. ОсницкийА.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. – 126 с.

  15. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.

  16. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Под ред. Д.Я.Райгородского - Самара: Издательство Дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

  18. Теплов Б. М. Избранные труды. – В 2 т. - М., 1985.

  19. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 160 с.

  20. Филатова Е.С. Соционика для Вас.- Новосибирск: Издательство «Сибирский хронограф», 1994. – 283с.

  21. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – 272 с.

Тема 1.3. Психология познавательных процессов

Психология познавательных процессов: Лекция. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Система познавательных процессов. Краткая характеристика познавательных процессов: ощущения и восприятие, типология людей зависимости от ведущего канала восприятия; понятие и виды памяти; мышление; воображение и его виды; внимание; речь.

Литература:

  1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  3. Выготский Л.С.. Психология развития человека. – М.: Смысл: ЭКСМО. 2004. – 135 с.

  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся ст. классов. – М., 1990. – 240с.

  5. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. – М.: Мир, 1993. – 240 с.

  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

  7. Логика: Учебное пособие / Сост. В.В.Чернякова. – Москва, 1998. – 104с.

  8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 319 с.

  9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1975.

  10. Мусийчук М.В. Тесты, игры, упражнения от госпожи инерции мышления. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 71с.

  11. Начало пути к себе. Развитие памяти : Метод рек. / Сост. С.Ю.Коваль. – Днепродзержинск: «Контракт», 1990. – 45 с.

  12. Развитие креативности личности: Метод рек. /Сост. М.В.Мусийчук. – Магнитогорск, 1994. – 47с.

  13. Рубинштейн С.Л. Ощущение и восприятие. – СПб., 2002.

  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

  15. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ): Метод. рек. /Сост. М.В.Мусийчук. – Магнитогорск, 1991. – 40с.

Тема 1.4. Регуляция поведения и деятельности

Общая характеристика регуляции поведения и деятельности: Лекция. Человек как субъект деятельности. Понятие поведения и деятельности, структура деятельности. Направленность личности: ценностные ориентации, потребности и мотивы, установки, каузальная атрибуция, локус контроля и др. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: понятие, механизмы регуляции, основные подходы к изучению, функции, детерминация, уровни развития. Методы изучения эмоций, полиграф, ЭЭГ и др. Развитие эмоциональной сферы личности и эмоциональная саморегуляция. Проявление волевых качеств личности на разных этапах волевого действия. Корреляция воли и нравственности. Исследование воли как психического процесса. Развитие волевых качеств личности.

Конфликтные эмоциональные состояния личности их регуляция: Лекция. Классификация эмоций. Чувства. Характеристика конфликтных эмоциональных состояний: состояния тревожности, психической напряженности, фрустрация, аффект, страдания и т.д. Стресс, австресс, дистресс. Эмоциональные состояния, ограничивающие сознательную контролируемость поведения. Квалификация аффекта. Понятие, виды, фазы сильного душевного волнения. Приемы преодоления аффекта.

Литература:

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  2. Воспитание волевых качеств личности: Методические рекомендации / Сост. М.В.Бишляга. – Магнитогорск, 2004. – 20 с.

  3. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. – Т.3.

  4. Выготский Л.С.. Психология развития человека. – М.: Смысл: ЭКСМО. 2004. – 135 с.

  5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. – Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. – Т.2.

  6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

  7. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  8. Изучение личности и ее положения в группе: Методические указания к лабораторным занятиям по психологии для студентов дневной и заочной формы обучения / Сост. А.Е.Вохмянина, Т.Н. Джумагулова. – Магнитогорск, 1993. – 39 с.

  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 384 с.

  10. Подольный Н.А. Понятие «аффект» в уголовном праве // Государство и право. – 2003. - №4. – С.62-67.

  11. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова и др.. – СПб.: Питер, 2000. - 506с.

  12. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  13. Шоткина С.А. К вопросу о мотивации корыстной женской преступности // Государство и право. – 2004. - №9. – С. 106-108.

  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.

Тема 1.5. Психология правовой социализации личности

Психология правовой социализации личности: Лекция. Понятие и уровни правовой социализации личности. Адаптация или дезадаптация как предпосылки законопослушного (правомерного) или противоправного поведения. Психология нормативного поведения. Девиантное и деликвентное развитие личности. Формы девиантного поведения. Динамика правовой социализации. Стадии и этапы социализации личности. Критические и литические периоды в развитии личности, их взаимосвязь с правовой социализаций. Краткая характеристика возрастных особенностей развития личности. Возрастные кризисы взрослых. Детерминация правовой социализации личности: движущие силы развития личности; факторы, механизмы, условия эффективной правовой социализации. Психологические особенности несовершеннолетних.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2-х т. Пер. с франц. – М., «Мир». 1999.

  4. Гомезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – Учеб. пос. – М.: Пед. общ-во России, 2004. – 512 с.

  5. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  6. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  7. ОсницкийА.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. – 126 с.

  8. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособ. – СПб: Питер, 2004.

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.

  10. Свеницкий А.Л.Социальная психология, - М.: Проспект, 2004.

  11. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПБ.: Питер. 2004.

  12. Социальная педагогика: Метод рек. для студентов и преподавателей / Сост. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 20 с.

  13. Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.


Содержание 2-го модуля

«Психология юридической деятельности»

Тема 2.1. Криминальная психология

Криминальная психология: Лекция. Предмет и задачи криминальной психологии, подходы к изучению преступности. Психология преступления: психологические предпосылки, мотивация и механизмы преступного поведения. Психология личности преступника. Типология преступников и психологическая характеристика их личности. Психология корыстного преступника, насильственного преступника, психологическая этиология убийства, психология неосторожного, случайного преступника, психологические особенностей преступников-профессионалов. Психология групповой преступности, преступной деятельности. Психология преступной группы: структура, распределение ролей и функций, психология лидера преступной группы, классификация преступных групп. Психология организованной преступности. Психология терроризма.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Балдаев Д.С.. Белко В.К., Исупов И.М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. – М.: «Края Москвы». – 1992.

  3. Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. – Ташкент. 1991.

  4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  5. Ведерников Н.Т. Место и роль личности обвиняемого в предмете доказывания по уголовному делу // Государство и право. – 2003. - №6. – С. 45-49.

  6. Гриамак Л.П. Гипноз и преступность. – М., 1997.

  7. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  8. Есаков Г.А., Рагулина А.В., Юрченко И.А. Осознание как компонент интеллектуального элемента умысла: Дискуссионные вопросы // Государство и право. – 2004. - №6. – С.24-30.

  9. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 310 с.

  10. Леви А. Воровской закон. – М.: Вече АСТ. - 1995. - №37.

  11. Ратинов А.Р. психологическое изучение личности преступника. – М., 1982.

  12. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 588 с.

  13. Тарарухин С.А. Преступное поведение. – М., 1974.

  14. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник. – М., 2003. – 469 с.

  15. Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.

  16. Шестаков Д.А.Семейная криминология. – СПб.. 1996.

  17. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М.: Изд-во «Зерцало», 2000.

  18. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология.- М. 1971.


Тема 2.2. Психология потерпевшего и свидетеля

Психология потерпевшего и свидетеля: Лекция. Предмет и задачи юридической виктимологии. Виктимогенность, криминогенность, виктим, виктимизация, жертва, потерпевший, виктимность, виктимное поведение. Психологическая виктимность, факторы виктимизации. Виктимное поведение. Виды и проявления виктима. Психологические способы самозащиты и отражения нападения. Психологические особенности допроса потерпевшего, анализ показаний потерпевшего. Факторы, влияющие на достоверность показаний. Психологические особенности свидетеля, допроса свидетелей. Тактические приемы, применяемые при допросе свидетеля и потерпевшего. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических и личности потерпевшего от насильственных преступлений.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  4. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособ. – СПб: Питер, 2004.

  5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.

  6. Свеницкий А.Л. Социальная психология, - М.: Проспект, 2004.

  7. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПБ.: Питер

  8. Социальная педагогика: Метод рек. для студентов и преподавателей / Сост. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МГПИ, 1998. – 20 с.

  9. Франк Л.В., Нужна ли советская виктимология? – В кн.: Вопросы уголовного права уголовного процесса и криминологии. – Душанбе, 1966. – С. 153. 10. Франк Л.В. Об изучении виктимности на психологическом уровне. – В кн.: Материалы 1V Всесрюзного съезда общества психологов СССР. – М., 1971.

  10. Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.

Тема 2.3. Общая социально-психологическая характеристика

профессиональной деятельности юриста

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста: Лекция. Понятие и структура профессиональной деятельности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Понятие, структура, этапы общения в юридической деятельности. Виды общения. Деловое общение: понятие, специфика, виды и формы. Диалог, императив, манипуляция. Манипулирование сознанием, манипулятор и актуализатор: понятия, приемы защиты. Иллюзии социальной перцепции. Средства общения, коммуникативные барьеры. Взаимодействие и конфликт.

Психологические особенности речи и полемики в судебном процессе: Лекция. Цель, особенности, принципы речи юриста. Установление психологического контакта: стадии, снятие барьеров. Использование приемов красноречия и ораторского искусства в профессиональной речи юриста. Риторические приемы аргументирования в публичном выступлении.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2003. – 408 с.

  3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.,1994. – 106 с.

  4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  5. Введенская Л.А. Риторика для юристов: Учебное пособие / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 576 с.

  6. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. - СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

  7. Дюжина приемов остроумия и кое-что в придачу / Сост. М.В.Мусейчук. – Магнитогорск, 1998. – 27 с.

  8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 368 с.

  9. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  10. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагности и развитие компетентности в общении. – М., 1991. – 96 с.

  11. Культура учебного труда учащихся и студентов: Метод. рек. для учащихся и студентов / Сост. Н.В.Сычкова, - Магнитогорск, 1996. – 41 с.

  12. Ниренберг, Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. – Нью-Йорк, 1971.

  13. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Изд-во Эксимо, 2002. – 272 с.

  14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н.Лавриненко и др.; /Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279с.

  15. Развитие опыта познания человека человеком: Учебно-методическое пособие / Сост. Л.И.Савва, О.Е.Масленникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004 – 89 с.

  16. Развитие педагогических способностей: Методические рек. для преподавателей и студентов педвузов / С.ст. М.В.Бишляга. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 20с.

  17. Шахиджанян В. Учимся говорить публично //Студенческий меридиан. – 1990, 1991, 1992 гг.

Тема 2.4. Психология профессиональной деятельности

следователя и оперативного работника

Психология профессиональной деятельности следователя и оперативного работника: Лекция. Цель и особенности следственной деятельности. Профессиограммы следователя и оперативного работника. Психологические особенности познавательной деятельности следователя и оперативного работника: эвристическое мышление следователя и оперативного работника; версии и их роль в раскрытии преступления, информационное моделирование; логико-психологические особенности доказывания. Психологические особенности коммуникативной деятельности следователя Приемы правомерного психического воздействия. Психология допроса в конфликтной и безконфликтной ситуациях Ошибочные и заведомо ложные показания. Алиби. Диагностика и изобличение ложности показаний. Факторы, влияющие на достоверность показаний. Тактические приемы допроса.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Баев О.Я. Конфликты в судебной деятельности следователя. – Воронеж: ВГУ, 1984.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  4. Дубягина О.П. Криминалистика: Схемы. таблицы, тесты: Учебное пособие / О.П.Дубягина, Ю.П.Дубягин. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 381 с.

  5. Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975.

  6. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  7. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 310 с.

  8. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 588с.

  9. Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.

  10. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розысконой и следственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2003. – 208 с.

Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза

в уголовном и гражданском дело производстве

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском делопроизводстве: Лекция. Предмет и задачи судебно-психологической экспертизы, основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы, подготовка и порядок проведения. Методика организации и проведения судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний. Методические особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы. Типичные ошибки при проведении и назначении экспертиз.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  3. Ведерников Н.Т. Место и роль личности обвиняемого в предмете доказывания по уголовному делу // Государство и право. – 2003. - №6. – С. 45-49.

  4. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  5. Есаков Г.А., Рагулина А.В., Юрченко И.А. Осознание как компонент интеллектуального элемента умысла: Дискуссионные вопросы // Государство и право. – 2004. - №6. – С.24-30

  6. Нечаева А.М. О правоспосбности и дееспособности физических лиц // Государство и право. – 2001. - №2. – С. 29-34.

  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.

  8. Юридическая психология / Сост. и общ ред. Т.Н.Курбатова. – СПб., 2001. – 408с.

Тема 2.6. Психология судебной деятельности

Психология судебной деятельности: Лекция. Общая характеристика судебного процесса: задачи и этапы судебного разбирательства; этические нормы судьи. Психологические особенности допроса в судебном процессе. Психология вынесения приговора: формирование убеждения; факторы, влияющие на убеждение; психологические особенности принятия судебного решения; воспитательное воздействие суда. Психологические особенности суда присяжных. Психологические особенности гражданского судопроизводства.

Литература:

  1. Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  3. Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975.

  4. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.

  5. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2003. – 310 с.

Тема 2.7. Пенитенциарная психология

Пенитенциарная психология: Лекция. Предмет, задачи, основные категории пенитенциарной психологии. Сущность и задачи уголовного наказания. Личность и коллектив осужденных как субъекты воспитания. Динамика личности осужденного. Структура коллектива осужденных. Проблема суицида в пенитенциарных учреждениях. Психологическая характеристика воспитательного процесса в ИТУ. Факторы воздействия на личность осужденного в системе ИТУ. Труд как основной фактор. Психологические проблемы ресоциализации личности: задачи и динамика ресоциализации; направления, формы, методы ресоциализации; результаты.

Литература:

  • Аминов И.И., Мельник В.В. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 458 с.

  • Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб,: Питер, 2006. – 656с.

  • Кистяковский А.Ф. Исследование смертной казни. – Тула: Автограф, 2000.

  • Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: История и современность. – М., 2000.

  • Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии. - М., 2000.

  • Юридическая психология: Практикум / Сост. Е.В.Ильюк. – Екатеринбург: УрАГС, 2004. – 40 с.


Дидактические материалы к лекциям
Цель изучения дисциплины «Юридическая психология» – формирование психологической культуры будущих юристов, необходимой для эффективности их будущей профессиональной деятельности.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

  1. Формирование у студентов психологических знаний, теоретических представлений о проявлении и использовании психических закономерностей в сфере их профессиональной деятельности.

  2. Развитие умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

  3. Развитие творческого потенциала студентов.

Частными задачами являются:

  • ознакомление с юридическими аспектами общей психологии;

  • ознакомление с психологическими характеристиками правомерного поведения (социальные стереотипы, нормативное поведение, общественное мнение);

  • изучение психологических особенностей преступного поведения (личность преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, личность потерпевшего, источники и генезис преступного поведения);

  • усвоение психологических основ правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

  • изучение возрастных особенностей, способствующих антиобщественным проявлениям;

  • ознакомление с психологическими основами ресоциализации правонарушителей

и другие.

Процесс выполнения задач изучения дисциплины и получения итоговой аттестации по курсу «Юридическая психология» студентами облегчит соблюдение требований, изложенных в табл. 1.

Таблица 1

Задачи изучения юридической психологии и

условия получения итоговой аттестации



Основные задачи курса

Требования к зачету

1.

Формирование у студентов знаний, теоретических представлений о проявлении и использовании психических закономерностей, психологических знаний в сфере их профессиональной деятельности

  • Посещаемость, корректное ведение и наличие всех конспектов лекционных и семинарских

  • Положительные оценки за промежуточные контрольные работы (дидактические тесты) и/или положительный ответ на зачете

2.

Развитие умений и навыков применения усвоенных знаний на практике


  • Работа на практических, семинарских занятиях

  • Своевременное и качественное выполнение всех практических заданий

3.

Развитие творческого потенциала студентов

Выполнение не менее одной творческой работы в процессе изучения курса


Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, и в равной мере принадлежит как к психологии, так и к юриспруденции, являясь по сути своей, прикладной наукой.

Для изучения юридической психологии необходимо усвоение следующих дисциплин:

  • Культурология – понятие о культуре, морали и нравственности.

  • Социология – социальное взаимодействие и социальные отношения; социальный контроль и девиация.

  • Социальная психология – особенности внутригруппового и межгруппового поведения; институты, механизмы и результаты социализации личности, психология общения.

  • Судебная психиатрия – психическое здоровье и психопатологии.

  • Гражданское право – гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

  • Уголовное право- уголовная ответственность, преступления, соучастия, наказания, судебное производство.

  • Криминалистика – механизм преступления; методы криминалистики; экспертиза, ее виды


Рис. Структура личности в отечественной психологии

Факторы формирования личности

Природная среда

Деятельность

Социальная среда



Л И Ч Н О С Т Ь




Индивидуально-психологическая

сторона личности:




Мировоззренческая

сторона личности:




Социально-психологическая

сторона личности:













Психические процессы




Моральный облик




Отношение к другим людям

Психические свойства


Мировоззрение

Социальные роли


Психические состояния

Социальные позиции


Психические

образования

Нравственный облик

Социальные установки



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconМетодические указания Основным методом изучения курса «Юридическая психология»
«Юридическая психология» является самостоятельная работа студентов с учебной, научной и другой рекомендуемой преподавателем литературой....

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconПрограмма дисциплины «Общая и юридическая психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconУчебное пособие для вузов, М., Юнити-дана, "Закон и права"
Образцов В. А., Богомолова С. Н. "Криминалистическая психология", учебное пособие для вузов, М., Юнити-дана, "Закон и права", 2002...

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconУчебное пособие утверждено на заседании кафедры коммуникативных технологий...
Б69 Рекламный текст: Задачник для копиракгеров /ММ. Блин­кина-Мельник. — М.: О1 И, 2004. — 200 с.: ил

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconЮ. В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» учебное пособие /СПб 2008. год
Ю. В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции» учебное пособие /СПб – 2008. год

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconРабочая программа предназначена для изучения студентами юридического...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающихся...

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...

Аминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие iconЛитература: “Чернобыль: события и уроки”
Мельник А. И., Мельник В. А. «Радиационно-экологические и медицинские аспекты последствий аварии на Чернобыльской аэс»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную