Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология»






Скачать 270.88 Kb.
НазваниеРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология»
Дата публикации26.03.2015
Размер270.88 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Психология > Рабочая программа
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Психология труда, инженерная психология и эргономика

направление подготовки − 030300 «Психология»


Квалификация выпускника - бакалавр

Калининград

2013

Психология труда, инженерная психология и эргономика:

Рабочая программа/

Автор-составитель: Королева Т.В., Калининград, 2013

Изменения утверждены на заседании кафедры психологии

филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,

протокол № 1 от 03.09.2013.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в

г. Калининграде,

протокол № 1 от 05.09.2013г.

Лист регистрации изменений,

вносимых в рабочую программу

Дата внесенных

изменений

Содержание изменений

Подпись автора

























































Пояснительная записка
Цель и задачи
Целью освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология, эргономика» является формирование системы знаний, включающей принципы, подходы и теоретические концепции психологии труда, инженерной психологии и эргономики. методы исследования и решения научно-практических задач повышения эффективности труда, сохранения здоровья и развития личности субъекта труда; знание нормативных документов и методических руководств по организации современного производства и управления.

Основными задачами курса являются: формирование у студентов представления о методах исследования и решения научно-практических задач повышения эффективности труда, сохранения здоровья и развития личности субъекта труда; знание нормативных документов и методических руководств по организации современного производства и управления; обоснование влияния индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность и безопасность труда; изучение функциональных состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония) и методы их диагностики, профилактики и коррекции; представлений о принципах построения элементов системы «человек-машина», рассмотрение способов повышения эргономичности труда.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3).

В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные концепции психологии труда, инженерной психологии и эргономики, понимать, в каких областях практики и каким образом могут быть применены знания научной психологии;

уметь: разрабатывать программу психологического изучения субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом; проводить психологический анализ конкретных видов труда, профессиональных задач и ситуаций;

владеть: методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психологии труда, инженерной психологии и эргономики.


Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психология труда, инженерная психология, эргономика» относится к профессиональному циклу базовой подготовки. Курс опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и возрастная психология, психодиагностика, клиническая психология, педагогическая психология).
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 часа.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

108

Аудиторные занятия (всего)

10

Лекции

2

Практические занятия

8

Самостоятельная работа

62

в том числе:




Подготовка к экзамену

36

Вид промежуточного контроля

контрольная работа – 4 семестр

Вид итогового контроля

Экзамен – 4 семестр



Содержание учебной дисциплины

Учебно-тематический план

заочная форма обучения




Название темы

Лекции

Семинары

Сам. работа

Всего

1.

Психология труда, инженерная психология и эргономика как научная дисциплина




1

6

7

2.

Методы психологии труда и инженерной психологии. Профессиография




1

8

7

3.

Трудовой процесс и психологические характеристики труда







6

8

4.

Субъект труда и психологический анализ трудовой деятельности

2

2

6

8

5.

Ценностно-мотивационная направленность субъекта труда




2

6

8

6.

Профессиональное развитие личности




2

6

8

7.

Индивидуальные различия в профессиональной деятельности







6

6

8.

Психологические основы профессиональной ориентации и профессионального отбора







6

6

9.

Функциональные состояния субъекта труда. Работоспособность







6

6

10.

Социально-психологические аспекты взаимоотношений в трудовом коллективе







6

6

11.

Психологические вопросы безопасности труда







6

6




Всего

2

8

62

72



ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Психология труда, инженерная психология и эргономика как научная дисциплина

Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасль психологической науки. Методологические и теоретические основы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Смежные области научного знания о труде и междисциплинарные связи с другими науками о человеке и труде. Сравнительная характеристика взаимосвязи психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде. Представление о труде в древности и в эпоху феодализма. История зарубежной и отечественной психологии труда. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Общие тенденции в развитии представлений о труде. Актуальные проблемы и основные задачи психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Тема 2. Методы психологии труда и инженерной психологии. Профессиография

Эмпирико-познавательные методы в психологии труда. Наблюдение и беседа как методы исследования. Лабораторный и естественный эксперимент в психологии труда. Метод реконструкции. Методы диагностики профессионально важных качеств личности и функциональных состояний. Методы обработки и анализа эмпирических данных. Преобразующие, или конструктивные, методы психологии труда: методы обучения субъекта труда и развития его профессионально важных качеств; консультирование. Профессиография и профессиографический анализ. Структура профессиограммы и принципы ее построения. Уровни конкретизации данных при построении профессиограмм: уровень заданий, уровень обязанностей, уровень общих характеристик профессии. Психограмма как отражение психофизиологических, психологических и социально-психологических профессионально важных качеств субъекта труда. Способы и принципы построения психограмм. Психологические типологии профессий. Профессия и формы ее существования. Классификация профессий по психологическим признакам их построения: типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии (Климов). Другие классификации

Тема 3. Трудовой процесс и психологические характеристики труда

Труд, профессия, специальность. Компоненты структуры трудовой деятельности. Труд и его основные функции. Психологическое содержание труда. Понятия «эргатическая система» и «эргатическая функция», их эволюция в истории человеческого общества. Виды и типология эргатических функций. Трудовой пост как организационная форма трудового процесса. Структура трудового поста: заданные цели, заданный предмет, система средств труда, система служебных обязанностей и профессиональных прав, производственная среда.

Психологические признаки труда: сознательное предвосхищение социально ценного результата; сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; сознательный выбор, применение, совершенствование и создание средств деятельности; осознание межличностных производственных зависимостей и отношений.

Тема 4. Субъект труда и психологический анализ трудовой деятельности

Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент эргатической системы и трудового процесса. Субъект труда как «многопризнаковая» и многоуровневая система. Мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые компоненты профессиональной деятельности человека. Профессиональные способности, профессиональное самосознание и профессиональный опыт субъекта труда. Психологическая система деятельности субъекта труда и ее основные компоненты: мотивы, цели, программа деятельности, принятие решения, информационная основа деятельности, профессионально-важные качества и моторные действия.

Тема 5. Ценностно-мотивационная направленность субъекта труда

Понятия: потребность, мотив, стимул, мотивация , профессиональные интересы, предпочтения, склонности, удовлетворенность трудом, ценностные оиентации, ценностно-мотивационная направленность субъекта труда. Хоторнские эксперименты, концепция человеческих отношений в научном управлении и проблема удовлетворенности трудом; проекты гуманизации труда. Содержательно структурные и процессуальные концепции трудовой мотивации, их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом. Иерархическая теория потребностей Маслоу. Мотивация достижения Мак-Клеланда. Подкрепляющие теории мотивации и удовлетворенность работой. Модель трудовой мотивация Хакмана и Олдхейма. Показатель потенциала трудовой мотивации. Волевые аспекты произвольной регуляции и саморегуляции субъекта труда. Волевое действие и его этапы. Социальная ответственность и произвольная регуляция в трудовой деятельности. Эмоции и чувства в трудовой деятельности. Чувства, формируемые социальными условиями труда. Эмоциональные особенности в конкретной трудовой деятельности.

Тема 6. Профессиональное развитие личности

Соотношение личности и профессии. Профессионализация личности и ее основные направления. Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Формирование мотивов профессиональной деятельности. Формирование профессиональных знаний, представлений и профессионально-важных качеств личности. Гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности и профессионального самосознания. Профессиональный опыт и его структура. Регрессивная стадия профессионального развития личности. Профессиональная деформация личности. Проявление профессиональной деформации в мотивационной и познавательной сферах. Профессиональная деформация личностных характеристик. Феномен психического выгорания. Возрастные стадии профессионального развития. Фазы развития профессионала. Нормативные возрастные профессиональные кризисы. Биографические профессиональные кризисы. Акмеология. Профессиональная карьера. Карьерные ориентации и критерии успешности.

Тема 7. Индивидуальные различия в профессиональной деятельности

Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы. Проявление индивидуально-типологических особенностей личности в различных видах деятельности. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями.

Индивидуальный стиль деятельности как результат установления оптимального соответствия человека и профессии. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности. Концепция интегрального исследования индивидуальности (В.С. Мерлин). Общие закономерности формирования индивидуального стиля деятельности. Факторы, влияющие на выбор стиля деятельности. Пути и механизмы формирования индивидуального стиля. Виды стилей деятельности. Соотношения между стилем деятельности и ее эффективностью.

Тема 8. Психологические основы профессиональной ориентации и профессионального отбора

Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема. Социальная ситуация выбора профессии. Профориентация как формирование готовности оптанта к профессиональному самоопределению. Структура и этапы процесса формирования готовности: формирование способности оптанта к самоанализу и оценки индивидуально-психологических качеств; изучение профессий, практические пробы профессий; выбор профессии как результат профессионального самоопределения. Профессиональная консультация как система мероприятий, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении и его коррекции. Профессиональный отбор, подбор и расстановка кадров. Профессиональная пригодность. Роль психодиагностики в процессе профессионального отбора. Структура и этапы организации профотбора как целостной системы.

Тема 9. Функциональные состояния субъекта труда. Работоспособность

Общая характеристика и основные функции психических состояний. Классификация психических состояний: состояния сознания, аффективные и волевые состояния.

Влияние функциональных состояний на характер и эффективность деятельности. Цена деятельности. Функциональное напряжение и функциональная напряженность. Формирование функциональных состояний. Негативные (дезорганизующие) практические состояния: стресс, утомление, монотония и фрустрация. Психологическая готовность к деятельности: длительное и временное состояние готовности. Структура и процесс формирования состояния психологической готовности. Методы диагностики функциональных состояний. Приемы управления функциональными состояниями. Способы поддержания работоспособности. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Понятие о работоспособности. Факторы, обуславливающие работоспособность. Динамика работоспособности. Развивающееся утомление и «кривые утомляемости». Реабилитация и восстановление. Виды восстановления. Разработка режимов труда и отдыха. Подходы к определению продолжительности труда и отдыха. Мероприятия, снижающие нервно-психическое напряжение и повышающие эффективность деятельности.

Тема 10. Социально-психологические аспекты взаимоотношений в трудовом коллективе

Классификация взаимодействий в группе. Общение в совместной деятельности. Организация групповой деятельности. Совместимость, сработанность, социально-психологический климат коллектива. Формирование групп и групповое обучение операторов. Управление групповой деятельностью. Сущность и структура производственного конфликта. Причины возникновения конфликта и способы управления производственным конфликтом.

Тема 11. Психологические вопросы безопасности труда

Аварийная ситуация и несчастный случай. Человеческий фактор в травматизме и аварийности. Ошибки и ошибочные действия. Причины ошибочных действий человека. Влияние несчастного случая на психику человека и на повторное возникновение аварийной ситуации. Опасная ситуация и угроза личности. Тревога как индикатор опасности. Структура факторов определяющих безопасность труда. Психологические средства повышения безопасного поведения человека в трудовой деятельности..
Планы лекционных и практических занятий
Лекция 1

Тема: Развитие человека в трудовой деятельности.
1.Основные этапы развития субъекта труда. Основные периодизации развития субъекта труда (по Е.А. Климову, А.К. Марковой, Д. Сьюперу). Развитие психологической системы профессиональной деятельности (по В.Д. Шадрикову).

2.Проблема формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности. (В.Д. Шадриков). Три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин).

3.Кризисы профессионального становления. Общее представление о жизненных и профессиональных кризисах (взгляды Г. Шихи, Б. Ливехуда). Основные факторы и фазы кризисов профессионального развития (по Э.Ф. Зееру).

4.Проблема профессиональных деструкций. Основные факторы и тенденции развития профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деструкций (по Э.Ф. Зееру). Возможные пути профессиональной реабилитации работников.

Самостоятельное изучение:
Проблемы развития профессионального самосознания. Понятие "Я-концепция" (Р. Бернс, К. Роджерс). Понятие "идентичность" (Э. Эриксон). Соотношение "личностного" и "профессионального" (А.К. Маркова). "Профессиональная идеология" (Е.А. Климов).

Противоречивые тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова).

Семинарское занятие 1

Тема: Профессиография и профессиографический анализ.

1.Структура профессиограммы и принципы ее построения.

2.Уровни конкретизации данных при построении профессиограмм: уровень заданий, уровень обязанностей, уровень общих характеристик профессии.

3.Составление профессиограмм профессий

Семинарское занятие 2

Тема: Субъект труда и психологический анализ трудовой деятельности

1.Профессиональные способности, профессиональное самосознание и профессиональный опыт субъекта труда.

2.Психологическая система деятельности субъекта труда и ее основные компоненты: мотивы, цели, программа деятельности, принятие решения, информационная основа деятельности, профессионально-важные качества и моторные действия.
3. Основные понятия: психограмма, профессионально важные качества, способности, психологические функции; профессиональная пригодность.

Семинарское занятие 3

Тема: Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема.

1.Социальная ситуация выбора профессии.

2.Профориентация как формирование готовности оптанта к профессиональному самоопределению.

3.Структура и этапы процесса формирования готовности: формирование способности оптанта к самоанализу и оценки индивидуально-психологических качеств; изучение профессий, практические пробы профессий; выбор профессии как результат профессионального самоопределения.
Семинарское занятие 4

Тема: Психологические вопросы безопасности труда

1. Человеческий фактор в травматизме и аварийности. Ошибки и ошибочные действия. Причины ошибочных действий человека.

2. Влияние несчастного случая на психику человека и на повторное возникновение аварийной ситуации. Опасная ситуация и угроза личности. Тревога как индикатор опасности.

3.Структура факторов определяющих безопасность труда. Психологические средства повышения безопасного поведения человека в трудовой деятельности.
Тематика контрольных работ

1​ Основные разделы психологии труда. Инженерная психология и эргономика.

2​ Психологическое содержание труда. Структура психологической системы трудовой деятельности.

3​ Методы изучения трудовой деятельности.

4​ Профессиограмма, ее виды и требования предъявляемые к ней.

5​ Уровни анализа трудовой деятельности.

6​ Классификация трудовой деятельности: виды труда и профессий.

7​ Человек как субъект труда. Направления профессионализации.

8​ Личность и деятельность. Идентификация личности с профессией. Основные стадии развития человека как субъекта труда.

9​ Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

10​ Кризисы профессионального становления.

11​ Работоспособность: динамика и показатели. Понятие о профессиональной надежности субъекта труда.

12​ Формирование мотивов профессиональной деятельности, профессиональных знаний и представлений. Профессионально-важные качества личности.

13​ Профессиональная деформация личности. Феномен психического выгорания.

14​ Функциональное состояние субъекта труда: показатели, структура, классификация.

15​ Причины утомления и виды.

16​ Понятие о психологическом стрессе. Когнитивная теория стресса.

17​ Состояние психологической готовности к деятельности и процесс ее формирования. Приемы управления функциональным состоянием субъекта.

18​ Сущность производственного конфликта.

19​ Способы управления конфликтами на производстве.

20​ Профессиональные способности и мотивации: потребности, ценности и интересы как детерминанты трудового поведения.

21​ Профессиональная ориентация. Рекомендации по профессиональному самоопределению.

22​ Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

23​ Основные методы профориентации.

24​ Профессиональный психологический отбор, общая схема.

25​ Психологические особенности адаптации к труду.

26. Характеристика опасных состояний системы «человек – машина», причины их вызывающие.

27. Технические элементы системы «человек – машина». Отказы как причина опасного состояния технических систем.

28. Человеческий фактор в системе «человек – машина». Антропометрические характеристики человека.

29. Физиологические и психологические характеристики человека.

30. Надежность человека как компонента системы «человек – машина».

31. Оператор в системе «человек – машина» и общая схема его деятельности.

32. Процесс принятия решения оператором.

33. Профессиональное действие и профессиональная задача в труде оператора.

34. Ошибки в труде оператора.

35. Качественный анализ опасности системы «человек – машина» Последствия ошибок и неправильного поведения человека – оператора.

36. Количественный анализ опасности систем «человек – машина».

37. Основы проектирования системы «человек – машина».

38. Основы эксплуатации системы «человек – машина».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации различных видов учебной работы используются разнообразные методы обучения, в частности:

- Интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.

- Размещение материала курса на официальном сайте института.

- В рамках требований ФГОС ВПО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов, а также участие в тематических дискуссиях.

Все практические занятия проводятся в интерактивных формах, в том числе:

  1. Обсуждение конкурирующих теорий по отдельным разделам учебного курса.

  2. Составление тематических схем по материалам учебного курса.

  3. Подбор и систематизация библиографических источников по каждой теме.

  4. Обзоры новейшей литературы по проблемным вопросам учебного курса.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В качестве оценочных средств контроля знаний применяются: контрольные и вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

1​ Основные разделы психологии труда. Инженерная психология и эргономика.

2​ Психологическое содержание труда. Структура психологической системы трудовой деятельности.

3​ Методы изучения трудовой деятельности.

4​ Профессиограмма, ее виды и требования предъявляемые к ней.

5​ Уровни анализа трудовой деятельности.

6​ Классификация трудовой деятельности: виды труда и профессий.

7​ Человек как субъект труда. Направления профессионализации.

8​ Личность и деятельность. Идентификация личности с профессией. Основные стадии развития человека как субъекта труда.

9​ Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

10​ Кризисы профессионального становления.

11​ Работоспособность: динамика и показатели. Понятие о профессиональной надежности субъекта труда.

12​ Формирование мотивов профессиональной деятельности, профессиональных знаний и представлений. Профессионально-важные качества личности.

13​ Профессиональная деформация личности. Феномен психического выгорания.

14​ Функциональное состояние субъекта труда: показатели, структура, классификация.

15​ Причины утомления и виды.

16​ Понятие о психологическом стрессе. Когнитивная теория стресса.

17​ Состояние психологической готовности к деятельности и процесс ее формирования. Приемы управления функциональным состоянием субъекта.

18​ Сущность производственного конфликта.

19​ Способы управления конфликтами на производстве.

20​ Профессиональные способности и мотивации: потребности, ценности и интересы как детерминанты трудового поведения.

21​ Профессиональная ориентация. Рекомендации по профессиональному самоопределению.

22​ Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

23​ Основные методы профориентации.

24​ Профессиональный психологический отбор, общая схема.

25​ Психологические особенности адаптации к труду.

26. Характеристика опасных состояний системы «человек – машина», причины их вызывающие.

27. Технические элементы системы «человек – машина». Отказы как причина опасного состояния технических систем.

28. Человеческий фактор в системе «человек – машина». Антропометрические характеристики человека.

29. Физиологические и психологические характеристики человека.

30. Надежность человека как компонента системы «человек – машина».

31. Оператор в системе «человек – машина» и общая схема его деятельности.

32. Процесс принятия решения оператором.

33. Профессиональное действие и профессиональная задача в труде оператора.

34. Ошибки в труде оператора.

35. Качественный анализ опасности системы «человек – машина» Последствия ошибок и неправильного поведения человека – оператора.

36. Количественный анализ опасности систем «человек – машина».

37. Основы проектирования системы «человек – машина».

38. Основы эксплуатации системы «человек – машина».

Критерии оценки
«Отлично» - глубокое знание студентом вопросов темы, логичное, последовательное изложение материала. Студент владеет терминологией, грамотно оперирует основными понятиями, относящимися к тематике вопроса. Ответ аргументирован, приведены данные исследований со ссылкой на источник полученной информации.
«Хорошо» - последовательное изложение материала, студент показывает знание вопросов темы. Легко отвечает на поставленные вопросы. Неточности в ответе студента незначительные.
«Удовлетворительно»- изложение студентом материала носит непоследовательный характер. Неуверенность ответов на поставленные вопросы, слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, при ответе допускает значительные ошибки, ответ носит «вероятностный» характер, не знает основных понятий. Дополнительные вопросы показывают, что нет системы знаний по курсу.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Прусова Н.В. Психология труда [Электронный ресурс]: Конспект лекций / Н.В. Прусова. – М.: Эксмо, 2008. – Режим доступа: электронная библиотечная система :http://www.knigafund.ru/

  2. Ефремов, Е.Г. Основы психологии труда и профессиональной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Г. Ефремов, Ю.Т. Новиков. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – 352 с. Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

  3. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности [Электронный ресурс]:учеб. пособие — М.: Персэ, 2011. — 336 c. Режим доступа: электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru

Дополнительная

  1. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2008.[Электронный ресурс]. –

  2. Носкова О. Г. Климова Психология труда / под редакцией Е.А. Климова П Изд. Академия, 2011. 382 с

  3. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: Академия, 2001.

  5. Психология труда: Учеб. / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Владос, 2003. – 352 с. – ГРИФ

  6. Психология труда: учебник для бакалавров / Под ред. А.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2012.

  7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001.

Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» icon1. Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки
Тема Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconРоль представлений о внесубъектных и интрасубъектных ресурсах в становлении профессионала
Специальность 19. 00. 03 – Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа курса Психология межкультурной коммуникации Направление...
«Формирование этнической идентичности в условиях глобализации», «Кросс-культурные особенности деловой этики и ведения переговоров»,...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методологические проблемы...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа дифференциальная психология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconРабочая программа психология социальной работы направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Психология семейных отношений» для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

Рабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки − 030300 «Психология» iconТемы: Психология как наука. Предмет психологии. Основные этапы развития...
Направление подготовки: 030300. 62 «Психология» (бакалавриат, 1 курс, 1 семестр; очное обучение); 030401. 65 «Клиническая психология»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную