Психология развития и возрастная психология






Скачать 167.18 Kb.
НазваниеПсихология развития и возрастная психология
Дата публикации07.09.2016
Размер167.18 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Психология > Документы




Для подготовки к курсу ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ к началу зимней сессии необходимо написать конспекты ответов на вопросы, приведенные под заголовком "Вопросы к зачету (первый семестр)" (см. ниже).

Вопросы, выделенные жирным шрифтом – очень подробно разобрать. Выделенные курсивом – дополнительные., по желанию.

В написании конспектов использовать основную учебную литературу.

Ниже также приведены программа и дополнительные источники для изучения заданных тем.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.
Вопросы к зачету (первый семестр)

1. Развитие как философская категория.

2. Категория развития в психологии

3. Понятие "возраст". Абсолютный и условный возраст. Виды условного возраста.

4. Историческая обусловленность длительности и содержания возрастных периодов.

5. Культурная детерминация периодизации жизни человека, длительности и содержания возрастных периодов.

6. Социальная обусловленность периодизации жизни человека, длительности и содержания возрастных периодов.

7. Детство как социокультурный феномен.

8. Предмет возрастной психологии и ее отрасли.

9. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
10. Методы возрастной психологии

11. Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии.

12. Метод формирующего эксперимента, его сущность и значение для возрастной психологии.

13. Биогенетический подход к развитию психики. Концепция рекапитуляции Ст.Холла.

14. Теория преформизма К.Бюлера, представление о трех ступенях детского развития. Зоопсихологический эксперимент в исследовании детского развития.

15. Классические представители теории конвергенции двух факторов (наследственности и среды) и их современные последователи (В.Штерн, А.Анастази). Близнецовый метод в возрастной психологии.

16. Нормативный подход к развитию психики ребенка (А.Гезелл). Методы тестового обследования развития ребенка.

17. Понимание процесса психического развития как процесса адаптации в бихевиоризме (Дж.Уотсон, Э.Торндайк) и необихевиоризме (К.Халл, Э.Толмен, Б.Скиннер).

18. Психоаналитический подход к развитию психики и представление о стадиях психосексуального развития.

19. Социогенетический подход к развитию психики. Основные понятия и стадии жизненного пути личности в эпигенетической концепции Э.Эриксона.

20. Соотношение воспитания и развития в концепции Р.Сирса.

21. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения в концепции Б.Скиннера.

22. Научение через подражание в концепции А.Бандуры. Семья как фактор развития поведения ребенка в работах У.Бронфенбреннера.

23. Когнитивный подход к развитию психики. Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

24. Эгоцентрическая позиция ребенка и эгоцентризм детского мышления.

25. Развитие операционального интеллекта и стадии интеллектуального развития ребенка.

26. Сенсомоторный период развития интеллекта, его особенности и основные стадии.

27. Репрезентативный интеллект. Конкретные операции и их развитие.

28. Формальный интеллект, его особенности и развитие.

29. Развитие идей Ж.Пиаже и их критика в современной психологии.

30. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики и его диалектическое понимание в концепции А.Валлона.

31. Ортогенетическая концепция психического развития Х.Вернера.

32. Идеи целевой детерминации процесса психического развития (Аристотель, Спиноза, Дж.Дьюи, Э.Фромм, В.Франкл).

33. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского.

34. Понятие "социальная ситуация развития". Источники, движущие силы и условия психического развития.

35. Проблема возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Представление о стабильных и критических возрастах в развитии, понимание значения кризисов в психическом развитии ребенка.

36. Проблема сензитивных периодов. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение.

37. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

38. Содержание и структура деятельности как основные детерминанты психического развития.

39. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

40. Психическая деятельность как интериоризация внешней, предметной деятельности субъекта. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

41. Идея целевой детерминации психического развития в психологии (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин,Л.С.Выготский) и синергетике (Е.Н.Князев, С.П.Курдюмов).

42. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина).

43. Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В.Петровского.

44. Личностные новообразования как критерий выделения возрастных периодов в концепции Л.И.Божович.

Программ курса ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Первый семестр
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Развитие как философская категория. Диалектическое понимание развития, представление о механизмах и источниках развития. Основные признаки и отличие развития от других процессов изменения. Системность развивающихся объектов. Противоречие как движущая сила развития. Представление о прогрессе и регрессе в развитии. Количественные и качественные изменения в развитии. Постепенность и прерывистость развития. Соотношение категорий “развитие” и “время”. Категория развития в контексте циклического и линейного представлений о времени.

Категория развития в психологии. Формы и сферы психического развития. Филогенез и онтогенез как формы развития психики. Соотношение понятий "развитие", "созревание" и "рост". Факторы, механизмы, закономерности психического развития. Принципы психического развития. Зависимость представлений о развитии психики от понимания сущности психики и многовариантность периодизации психического развития. Взаимосвязь представлений о психике, методах исследования психического развития и критериев его периодизации.

Понятие "возраст". Абсолютный и условный возраст. Виды условного возраста. Многомерность и гетерохронность возрастного развития. Историческая, социальная и культурная обусловленность возрастных категорий. Историческое изменение продолжительности возрастных периодов. Увеличение продолжительности жизни и количества выделяемых в ней периодов как историческая тенденция в развитии человечества. Возникновение новых периодов психического развития в истории. Историческое изменение содержания возрастных периодов. Историческая и микроисторическая обусловленность содержания и длительности возрастных периодов. Культурная детерминация периодизации жизни человека. Символика чисел и периоды жизни человека в условиях различных культур. Инициация как культурно заданный ритуал перехода из одной возрастной категории в другую. Исследования М.Мид подросткового периода в примитивных культурах как иллюстрация культурной обусловленности содержания возрастных периодов. Социальная обусловленность периодизации жизни человека, длительности и содержания возрастных периодов. Детство как социокультурный феномен. Периодизация развития отношения к ребенку в истории человечества Л.Демоза как иллюстрация исторического изменения отношения общества к детству.

Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Их разработанность и значение. Связи возрастной психологии с философией, общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, с возрастной анатомией и физиологией и другими науками. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
Методы возрастной психологии

Особенности использования методов наблюдения и эксперимента в возрастной психологии. Критика интроспективных, субъективистских методов в возрастной психологии. Метод наблюдения. Его разновидности. Особенности метода наблюдения и требования к нему. Анкетные обследования. Их особенности и значение. Метод анализа продуктов деятельности.

Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные формы констатирующего эксперимента: "продольные" и "поперечные" срезы. "Близнецовый метод" и его значение. "Психология жизненного пути" как предельный вариант констатирующей стратегии. Метод тестов. Метод формирующего эксперимента как альтернатива методу "срезов". Значение кросскультурных исследований для решения задач возрастной психологии.

Теории психического развития

Зарубежные концепции психического развития.

Биогенетический подход к развитию психики. Классические и современные концепции спонтанности психического развития. Концепция рекапитуляции Ст.Холла. Корни биогенетического подхода в психологии. Метод анкет в исследовании психического развития. Теория преформизма К.Бюлера, представление о трех ступенях детского развития. Зоопсихологический эксперимент в исследовании детского развития.

Классические представители теории конвергенции двух факторов (наследственности и среды) и их современные последователи (В.Штерн, А.Анастази). Близнецовый метод в возрастной психологии.

Нормативный подход к развитию психики ребенка. Система диагностики детей А.Гезелла. Методы тестового обследования развития ребенка.

Понимание процесса психического развития как процесса адаптации в бихевиоризме (Дж.Уотсон, Э.Торндайк) и необихевиоризме (К.Халл, Э.Толмен, Б.Скиннер). Сочетательный и инструментальный условный рефлексы как механизмы формирования нового поведения. Объективные методы изучения поведения человека.

Психоаналитический подход к развитию психики. Теория классического психоанализа З.Фрейда и представление о стадиях психосексуального развития. Критерий выделения стадий развития и основное содержание стадий. Соотношение биологического и социального в развитии психики в классическом психоанализе. Развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд.

Социогенетический подход к развитию психики. Основные понятия и стадии жизненного пути личности в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Групповая идентичность, эго-идентичность. Соотношение процессов социальной, биологической и психической организации в развитии человека. Ритуалы и ритуализмы в человеческом поведении. Основные социальные институты и связанные с ними ритуалы. Критерии выделения стадий развития психики: соотношение психоаналитических корней и социологизаторского подхода. Модус органа и модальность поведения. Описание содержания стадий развития как кризисов идентичности. Содержание аспектов формирования идентичности на каждой стадии развития.

Взаимопроникновение идей психоанализа и бихевиоризма в теориях социального научения. Соотношение воспитания и развития в концепции Р.Сирса. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения в концепции Б.Скиннера. Научение через подражание в концепции А.Бандуры. Семья как фактор развития поведения ребенка в работах У.Бронфенбреннера.

Когнитивный подход к развитию психики. Понимание психического развития в генетической школе Ж.Пиаже. Исходные принципы и ключевые понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Понятия организация, адаптация, ассимиляция и аккомодация. Схема действия, группировка, операция. Эгоцентрическая позиция ребенка и эгоцентризм детского мышления. Развитие операционального интеллекта и стадии интеллектуального развития ребенка. Сенсомоторный период развития интеллекта, его особенности и основные стадии. Репрезентативный интеллект. Основные феномены предоператорной стадии, развитие форм репрезентации. Конкретные операции и их развитие. Формальный интеллект, его особенности и развитие. Развитие идей Ж.Пиаже и их критика в современной психологии.

Концепция социально-исторической обусловленности развития психики и его диалектическое понимание в концепции А.Валлона. Сравнительные исследования нормы и патологии как метод изучения психического развития. Функциональный ансамбль как критерий выделения стадий развития. Решение вопроса о соотношении биологического и социального в концепции А.Валлона.

Ортогенетическая концепция психического развития Х.Вернера. Основные показатели развития системы. Изменение роли факторов развития в зависимости от уровня развития. Идеи целевой детерминации процесса психического развития (Аристотель, Спиноза, Дж.Дьюи, Э.Фромм, В.Франкл).

Теории психического развития в отечественной психологии.


Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. Социально-опосредованный характер психического развития человека. Понятие о высших психических функциях, закон развития высших психических функций. Понятие "социальная ситуация развития". Источники, движущие силы и условия психического развития. Проблема возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского. Представление о стабильных и критических возрастах в развитии, понимание значения кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема сензитивных периодов. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Ведущая роль обучения в психическом развитии.

Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии. Понятие о социальном "наследовании" как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Содержание и структура деятельности как основные детерминанты психического развития. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Понятие условий психического развития. Понятие источников развития. Психическая деятельность как интериоризация внешней, предметной деятельности субъекта. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). Идея целевой детерминации психического развития в психологии (Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин,Л.С.Выготский) и синергетике (Е.Н.Князев, С.П.Курдюмов).

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, зрелом возрасте и старости.

Современное состояние проблемы психического развития и его периодизации в отечественной психологии. Периодизации психического развития на основе выделения ведущего типа деятельности (Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина). Периодизация и детерминанты развития личности в концепции А.В.Петровского. Периоды развития личности при изменении социальной общности и фазы развития личности в стабильной социальной общности. Личностные новообразования как критерий выделения возрастных периодов в концепции Л.И.Божович. Развитие уровней структуры самосознания в психическом развитии и механизм идентификации-обособления в концепции В.С.Мухиной. Интегральная периодизация общего психического развития (В.И.Слободчиков. Г.А.Цукерман). Антропологический принцип в психологии развития (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.
Основная литература:

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 1997. – 704 с.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 1980.

Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1980. - N 2.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - 288 с.

Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах - М., 1982 - 1984. Т.1 С.192-209, 246-247, 265-271, 82-290; Т.2 С.23-89, 118-294; Т.6 С.32-37, 53-59.

Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2002. – 992 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989. - 255 с.

Кулагина И.Ю., Колгоцкий В.Н. Возрастная психология. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 2 С. 281-302.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 11-38, 76-103.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000. –432 с.

Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А.А.Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991 - N 2.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998 - N 6. – С. 3-18.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996 - N 5. – С. 38-50.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис; В 2-х ч. - М., 1980. - Ч.1 С. 6-8, 12-18, 131-142, 195-203; Ч.2 С. 7-10, 21-60, 84-90, 97-101, 107-117, 121-138, 174-189, 198-203, 204-211, 220-231, 239-248, 252-262, 274-279, 285-290.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - С. 25-77, 177-199, 212-220, 258-280.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971 - N 4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.

Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980. - N 2.

Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Под ред. И.С.Кона. - М., 1977.- С. 216-245.

Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1. - М., 1980. - С. 220-228.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. - Гл. 1, 5, 6, 7.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - Гл. 5.

Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследователей психологии личности // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. - М., 1981. - С. 24-30.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1978. - N 4.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979. - N 2.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979.- N 4.

Бурменская Г.В. Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка // Вопросы психологии. - 1978. - N 6.2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979. - Гл.5.

Бурменская Г.В. Экологическая ориентация в современной американской психологии развития // Вопросы психологии - 1985. - N4.

Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. - М., 1986.- С. 22-25, 33-92.

Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. - С.15-29, 63-72.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967. - Гл. "Игра".

Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина // Вопросы психологии. - 1988. - N3.

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966. - N 6.

Выготский Л.С. Педология подростка / Собр. соч., т.4. - М., 1984.

Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - N 2.

Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопросы психологии. - 1984. - N 1.

Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - N 1.

Гальперин П.Я. Метод "срезов" и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. - 1966. - N 4.

Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966.

Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1. - М., 1980. - С. 195-203.

Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1984 - N 6.

Гезелл А. Педология раннего возраста. - М., 1932.

Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера.- М., 1976. - Гл. 1, 7.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1987.- С. 281-309.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - N 5.

Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. - 1980. - N 12.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1981. - N 6.

Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985. - Гл. 2, 4, 6, Приложение.

Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избранные психологические труды. - М., 1986. - С. 91-99.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе и структуре эмоциональных процессов у дошкольников // Вопросы психологии. - 1974. - N 6.

Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. - 1985. - N 6.

Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М., 1978. - С. 3-13, 51-57.

Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. - С. 207-231.

Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1983.- Гл. 1,2,5,8.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - С. 20-54, 65-93.

Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Под ред. Н.Е.Покровского. - М., 1989.

Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1. - М., 1980.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - Любое издание.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Любое издание. - Статья "Об историческом подходе к изучению психики человека".

Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Психологические воззрения Л.С.Выготского // Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956.

Лидерс А.Г., Фролов А.Ю. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. - М., 1991.

Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. - 1978. - N 5.

Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте. - М., 1982.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - Гл. 1, 4.

Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972.- С. 34-48, 58-61, 69-87, 142-147.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981. - С. 65-108, 137-152.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988. - С. 12-14, 22-39, 44-45, 56-65.

Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982

Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М., 1991.

Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - N 1.

Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. - 1966. - N 4.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987. - Гл. 8, 9.

Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1987. - С. 6-56, 164-168, 176-232.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А.М.Фонарева. - М., 1987.

Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1983.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.

Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. Равич-Щербо Н.В. - М., 1988. - С. 3-13, 292-303.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, т.2. - М., 1989. - С. 64-75.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Любое издание. - Статья "Биогенетическая проблема".

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л., 1990. - Гл. 6, 7.

Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е - 60-е годы ХХ века. - М., 1986.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000.

Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. - 1987. - N 3.

Субботский Е.В. Генезис личностного поведения и стиль общения дошкольников // Вопросы психологии. - 1981. - N 2.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровина. - М., 1987.

Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1978. - N 3.15. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского // Вопросы психологии. - 1956. - N 6.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - С. 151-157.

Эльконин Б.Д., Эльконинова Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1993.- N 2.

Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. - 1979. - N 12. - С. 142-157.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. - С. 334-346, 404-410.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «психология развития и возрастная психология»
Фомичева Н. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 49 с

Психология развития и возрастная психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология»
Содержание: умк по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для студентов направления подготовки 050100. 62– «Педагогическое...

Психология развития и возрастная психология iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Психология развития и возрастная психология iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология» раздел «Возрастная и педагогическая психология»
Требования к оформлению и содержанию контрольной работы по дисциплине «Психология», раздел «Возрастная и педагогическая психология»...

Психология развития и возрастная психология iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» являются

Психология развития и возрастная психология iconПрограмма дисциплины «Психология развития возрастная психология»
«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде

Психология развития и возрастная психология iconТематический план по курсу «Психология» Раздел: Возрастная психология...
Возрастная психология как наука. Определение предмета возрастной психологии, ее структура, основные задачи. Связь возрастной психологии...

Психология развития и возрастная психология iconРабочая программа дисциплины дс. Сд. Ф. 4 Возрастная клиническая...
Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы (не предусмотрены)

Психология развития и возрастная психология iconПсихология развития и возрастная психология
Целью освоения дисциплины является овладение целостным представлением о психическом развитии человека и психологических особенностях...

Психология развития и возрастная психология iconРабочая программа дисциплины в. Дв 2 «Консультативная психология»
«Основы психологической диагностики», «Психолого-педагогическая диагностика в специальном образовании». Основные положения дисциплины...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную