Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году






Скачать 104.91 Kb.
НазваниеТребования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году
Дата публикации01.03.2015
Размер104.91 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Спорт > Документы

Российская Федерация

Администрация

Ашинского муниципального района

Челябинской области

Управление образованием

Ашинского муниципального района

г.Аша, 456010, Челябинская область

ул. Ленина, 34

тел. 3-10-51

15.09.2014 г. №2130

Руководителям

общеобразовательных

организаций


Требования к проведению школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников

по литературе в 2014-2015 учебном году
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится в соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252.; приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 22.07.2014 г. № 01-2282, от 19.08.2014 г. № 01/2505 «Об обеспечении организации и проведении всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области в 2014-2015 учебном году»; Методических рекомендаций по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году.

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады является добровольным, к выполнению заданий допускается любой школьник 5-11 класса независимо от оценки по предмету. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются. Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады по литературе предыдущего года автоматически являются участниками муниципального этапа, если продолжают обучение в образовательных организациях.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится 17 сентября 2014 г. на базе образовательных учреждений.

Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией Олимпиады, с учетом методических рекомендаций региональной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество победителей и призеров школьного этапа Олимпиады должно составлять не более 25 процентов от общего числа участников муниципального этапа Олимпиады в соответствии с принципами подведения итогов Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри школьного этапа олимпиады.

Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады. Участниками муниципального этапа становятся победители и призеры, прошедшие минимальный порог, установленный Оргкомитетом муниципального этапа.

Ученики 5-6 классов не принимают участия в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный не выходят.

Для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе муниципальной предметно-методической комиссией разрабатывается и направляется организаторам школьного этапа комплект материалов: олимпиадные задания, рекомендации для жюри школьного этапа олимпиады (ответы к заданиям, рекомендации по оцениванию заданий).

Требования к уровню подготовки участников олимпиады.

В результате освоения литературы ученик должен уметь:

- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

- пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные

характеристики; оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные

изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

- выражать личное отношение к художественному произведению;

аргументировать свою точку зрения;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее

объявленную литературную или публицистическую тему;

- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

- выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по

одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий.

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на последующие этапы олимпиады данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

Время выполнения задания варьируется в зависимости от класса: для учеников 5-6 классов – не более двух астрономических часов; для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов; для учеников 9-11 классов – не более 5 астрономических часов.

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы).

По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются представителю конкретного организатора олимпиады.

Жюри школьного этапа оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает апелляции совместно с оргкомитетом соответствующего этапа олимпиады.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной муниципальной предметно-методической комиссией.

Оценка выставляется в баллах. При оценке заданий историко-литературного и теоретико-литературного блоков учитываются:

- знание текстов художественных произведений;

- владение теоретико-литературными понятиями;

- историко-культурная эрудиция;

- правильность, полнота и точность ответа;

- язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность.

При оценивании интерпретации поэтического текста учитываются:

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие);

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;

- язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

Оценка ставится за каждое задание.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное), грамотность не оценивается, но учитывается. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов. Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, балл и подписи всех членов жюри.

Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу технической ведомости оценивания работ участников олимпиады.

Жюри и оргкомитет обобщают опыт проведения этапа олимпиады, представляют муниципальным и региональным органам отчет об итогах, составляют рейтинг работ.

Порядок подачи и рассмотрения апелляций

1. Для рассмотрения заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия.

2. Право подачи апелляции имеют все участники олимпиады.

3. Апелляцией является аргументированное письменное заявление о несогласии с результатами оценки.

4. Апелляция подается в предметный оргкомитет школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе после официального

объявления итогов проверки олимпиадных работ и проведения показа работ. Часть вопросов может быть снята во время показа, который организуется до проведения апелляции.

5. Показ работ и рассмотрение апелляции проводится в доброжелательной

обстановке. Участнику олимпиады должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

6. По результатам рассмотрения апелляции комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении иных баллов.

7. Изготовление копий работ для участников не допускается.

8. Информация об итогах апелляции передается комиссией в предметный

Оргкомитет с целью пересчета баллов и внесения соответствующих изменений в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа олимпиады. Измененные данные в итоговых таблицах являются основанием для пересмотра списка победителей и призеров завершенного этапа олимпиады.

Список литературы и Интернет-ресурсов для использования при подготовке к олимпиаде и составлении заданий

Пособия, описывающие олимпиадный опыт

1. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе /

Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО (разные годы).

2. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, (разные годы)

3. Олимпиады. Литература / Сост. Е. Г. Чернышева, Л. А. Черниченко. М., Дрофа, 2012.

Список литературы для школьников и педагогов

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.

2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

4. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.

5. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.

http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm

6. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.

8. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.

9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

10. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения

http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0398_Vnutrennij_mir_1968.pdf

11. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.

12. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М.Марковича и В. Шмида.СПб., 1993.

13. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.

14. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы

1. http: // lit. rusolymp.ru. - Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru ˗ Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок

литературы».

3. http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).

4. В социальной сети «Фейсбук» действует группа https://www.facebook.com/groups/vseroslitra/ Материалы в ней регулярно обновляются, также в группе можно вести дискуссии по всем вопросам, касающимся олимпиады.

Начальник УО

Ашинского муниципального района Е. В. Бухмастова

Исп. А. А. Щева.,

тел. 3-20-21

Пашкова Т.И.,

89058380767

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconО проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 августа 2014 года №7681 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconОб итогах участия в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников...
Во исполнение приказа Управления по делам образования города Челябинска от 30. 10. 2014г. №1399-у «Об утверждении результатов школьного...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconО проведении I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014 2015 учебном году
О проведении I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014 – 2015 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconГрафик проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconОб итогах проведения I (школьного) этапа всероссийской олимпиады...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconРезультаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в мбоу сош №8 г. Краснодара в 2013-2014 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconО ходе проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconОб итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
Дальнеконстантиновского района в 2012 -2013 учебном году», положением о порядке проведения школьного этапа всероссийской олимпиады...

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconДиректор мбоу «Лицей №101»
Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014-2015 учебном году iconО составе жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную