Скачать 104.62 Kb.
|
Программа педагога дополнительного образования ЦДТТ им.В.П.Чкалова Царева А.О. «Конструирование беспилотных моделей» Пояснительная записка Введение Авиационно-спортивный моделизм – это самые современные технологии, новейшие конструкционные материалы, где сочетается прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами, и все это воедино связано со спортом. Чтобы построить авиамодель, необходимы навыки, знания, физическая подготовка, развитие которых надо начинать с детства. Авиация сосредоточила в себе комплекс всех технических наук и современных технологий, поэтому занятие авиамоделизмом, как составляющей авиации, дает возможность повышать уровень технической грамотности молодежи. Через миниатюрную модель, способную самостоятельно летать, учащийся познает науку полета, приемы и методы расчета летательного аппарата, его изготовления и технологию работы с материалами, применяемыми в авиационной промышленности. Данная программа относится к спортивно-техническому моделизму, имеет ярко выраженную профориентационную направленность и дает возможность развивать у школьников творческие способности, интерес к технике и труду, формировать конструкторские умения и навыки. Полученные знания и практические навыки воспитанников позволят в дальнейшем использовать их в разработке и изготовлении различных технических устройств. Актуальность и новизна программы Теоретические сведения, которые получают воспитанники объединения в процессе обучения, умения и навыки при выполнении различных операций, использование различных инструментов, станков, приспособлений при изготовлении модели формируют инженерно-конструкторские навыки, профессионально ориентируют школьников, дают предпрофильную подготовку в сфере технического творчества и технологии производства, что на сегодняшний день является наиболее актуальной образовательной задачей. Интегрированный характер содержания этой программы предполагает построение процесса обучения на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией - при проведении расчетных и графических операций, с химией – при обработке различных конструкционных материалов, с физикой – при изучении устройства и принципов работы механизмов, двигателей и т.д. Изготовляя и запуская простейшие авиамодели, дети перевоплощаются и в конструкторов, и в летчиков-испытателей, тем самым перенимая опыт конкретных действий: познавательских, исполнительских, творческих или эмоционально-значимых отношений, что является еще и мощным воспитательным средством. То есть широкий набор материалов для работы, видов практической и учебной деятельности позволяют не только расширить политехнический кругозор школьников, но и дает возможность каждому раскрыть свой творческий потенциал, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Отличительная особенность Имея давние традиции, дополнительное техническое образование с различными техническими кружками (судо, авто и авиамоделирование, и т.д.), достаточно сложно перестраивается в новых условиях значительного скачка научно-технического прогресса. Материальная база и учебные программы многих станций юных техников морально и физически устарела. Современные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT-индустрии – реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к центрам технического творчества с оборудованием прошлого века. Необходимо создавать новую базу, внедрять новые образовательные технологии. В этом смысле оборудование авиамодельной лаборатории ЦДТТ им.В.П.Чкалова позволяет педагогу применять современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса: учащиеся всех годов обучения имеют возможность использовать Интернет-ресурсы в обучении и при проектировании моделей, отрабатывать навыки пилотирования в программе real fly – симулятор управления виртуальной радиоуправляемой моделью, по желанию старшеклассники обучаются проектированию моделей в программе «Компас-3Д». Основной мотивацией мальчишек к занятиям в авиамодельном объединении является пилотирование модели и участие в соревнованиях. Исходя из этого, педагог считает своей основной задачей создание условий для творческого развития и формирования устойчивого интереса к авиамоделированию. Внедрение инновационных технологий при проектировании и изготовлении моделей, применение современных материалов, включение в процесс обучения информационных технологий является решением этой задачи. В качестве экспериментальной деятельности, педагогом ведется изучение и апробация программы, обслуживающей станок с ЧПУ и использование его в обслуживании учебного процесса в объединении. В перспективе учащиеся этого объединения смогут самостоятельно применять фрезерно-копировальный станок с числовым программным управлением для изготовления моделей. Например, с высокой точностью изготовить шаблоны сборной модели для начинающих авиамоделистов, изготовить детали корпуса модели или изготовить различные матрицы для выкладки корпуса модели из композитных материалов, то есть создавать модели более высокой точности, с лучшими летными характеристиками, модели-копии. Все это дает возможность воспитанникам достойно выступать на соревнованиях различного ранга, поднимает качество образования на более высокий уровень, позволяет педагогу сохранить детский контингент и подготовить будущих инженеров в соответствии с запросами современного производства. Цели и задачи Основной целью данной программы является воспитание социально адаптированной личности через приобщение к техническому творчеству. Задачи, с помощью которых эта цель может быть достигнута, заключаются в следующем: образовательная
развивающая:
воспитательная:
Режим работы объединения: Данная программа рассчитана на обучения для учащихся 5-11 классов 3 года обучения. Количество детей в группах: не более 10 человек, занятия по 3 часа 2 раза в неделю. Формы работы: • Экскурсии • Показательные выступления авиамоделистов • Практические и лабораторные занятия в аудитории. • Учебно-тренировочные полеты • Соревнования, выставки. Ожидаемые результаты: • учащиеся овладеют знаниями, навыками и умениями технических приемов и технологий для их использования в творческой деятельности и в выборе будущей профессии. • смогут применить творческие возможности в области техники, обусловленные личностным потенциалом ребенка; • научатся свободно владеть специфическими понятиями, атрибутами, терминами; • сформируется эмоционально - волевое отношение к познанию, постоянное стремление к активной деятельности (трудолюбие); • вырабатывается бережное отношение к технологической среде и окружающей природе; • сформируется представление о будущем профессиональном выборе; Учебно-тематический план
Знакомство с группой. Цели и задачи на учебный год. Программа занятий. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Перечень необходимого материала и инструментов. Обзор прошедших соревнований.
Инструктаж по ТБ при работе с режущим инструментом и на станках. Приемы безопасной работы на санках. Общие понятия о материалах, используемых при работе.
Классификация р/у моделей. Технические требования: общие и по классам моделей (планера, электролеты, самолеты).
Устройство электролета. Технологии изготовления. Применяемые материалы, эксплуатация, обслуживание. Приемы безопасного запуска. Устройство вертолета. Технологии изготовления и применяемые материалы.
Исходя из требований «Правил» по р/у моделям планеров, из имеющегося материала проектирование р/у модели планера: профили моделей для всех категорий, система управления, геометрия крыла, центр тяжести, последовательность сборки, оклейка, окраска. Выполнение рабочих чертежей, заготовка материалов, изготовление шаблонов.
Проектирование учебно-тренировочной авиамодели с использованием программы «Компас 3Д»
Распилка материалов, изготовление деталей моделей по шаблонам. Контрольная сборка, изготовление систем питания и управления. Окончательная сборка модели, отделка, покраска.
Установка двигателя, испытание работы двигателя. Определение центра тяжести модели, балансировка.
Формирование команды. Психологическая и физическая подготовка. Правила проведения соревнований. Тренировочные полеты по техническим требованиям и правилам. Отработка умения управлять моделью в полете, учитывая атмосферные явления в момент запуска.
Организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря. Полеты всех видов р/у моделей (планера, электролеты, самолеты). Разбор полетов. Практическая метеорология. Физическая подготовка учащихся. Отработка навыков пилотирования. Соревнования.
Подведение итогов работы за учебный год. Организационно-методическое обеспечение программы Основными методами преподавания являются методика проектирования и проблемное обучение, которые позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к развитию каждого учащегося, то есть через воспроизведение знаний в области аэродинамики, механики, черчения и освоенных способов практической деятельности учащийся мог творчески и самостоятельно воплощать свои идеи в конструкцию. В работе с начинающими моделистами делается упор на освоение начальных знаний в области аэродинамики и расчетов модели, отработку основных технологических приемов изготовления модели и практических навыков в их регулировке и запуске. Причем теоретические сведения программы даются фронтально, а практические – в индивидуальной работе учащихся над своей моделью. В работе с учащимися 3 года обучения также используется проблемный подход в обучении, что обеспечивает наибольшую самостоятельность учащихся, поиск новых знаний, освоение новых технологических приемов. Кроме того, при разработке проекта применяется метод исследовательских задач, который позволяет обучить первичной постановке задач, выбрать целесообразные варианты их решения, прогнозировать возможные ситуации и получить желаемый результат, отобрать и классифицировать доступные сведения об исследуемом предмете, проанализировать конструкцию прототипа с окончательной постановкой задач, изготовить, испытать и доработать модель. Материально-техническое обеспечение
Литература для педагогов:
Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. – М.: ДОСААФ, 1983.
Литература для детей и родителей:
|
![]() | Ч-73 Чкалова О. В. Практикум – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. –61с | ![]() | «Организация работы педагога дополнительного образования в рамках внедрения нового закона об образовании» |
![]() | Педагог дополнительного образования мбоу дод цдт «Содружество» Карине Альбертовна Есаян | ![]() | Модифицированная программа «Краеведение» разработана на основе программы «Краеведение» Блохиной З. Н., педагога дополнительного образования... |
![]() | Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16 "Требования... | ![]() | Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования |
![]() | Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования | ![]() | Попов, а также собственного многолетнего опыта музыкального воспитания учащихся и Примерных требований к программам дополнительного... |
![]() | Моудод центр дополнительного образования детей «Радуга» является муниципальным учреждением дополнительного образования детей бюджетного... | ![]() | ДО, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена... |