Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники»






Скачать 95.05 Kb.
НазваниеДоклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники»
Дата публикации20.07.2015
Размер95.05 Kb.
ТипДоклад
l.120-bal.ru > Водные виды спорта > Доклад


Доклад В.И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники», посвященной 100-летней годовщине со дня рождения заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА КУДРЯВЦЕВА
ДИСКУССИЯ О ЗАЦЕПЛЕНИИ НОВИКОВА И ЕЕ ИТОГИ

В.И. Парубец

(ЗАО НТЦ «Редуктор», г. Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация:

In the report the discussion course about toothed gearings with Novikov's gearing, organised by ZAO NTC "Reduktor" and magazine «Reducers and drive gears» is considered. The basic results of this discussion are considered.
Более 5 лет, начиная с 2005 года продолжалась дискуссия: «О технических и эксплуатационных превосходствах цилиндрических передач Новикова над эвольвентными передачами», организованная ЗАО НТЦ «Редуктор» и редакцией его журнала «Редукторы и приводы». В 9 выпусках этого журнала, на его сайте www.reduktor-news.ru опубликовано более 50 статей и около 400 сообщений, содержащих огромный массив дискуссионной информации.

Дискуссия началась с заявления практика В.И. Парубца о том, что «в российской промышленности применяется большое число редукторов с зацеплением Новикова, построенных на прежних научных представлениях о значительном его эксплуатационном превосходстве. Однако все эти редукторы сплошь неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными аналогами, в которых применены передачи с эвольвентным зацеплением".

На этот запрос редукторной практики, на эту новую проблему, возникшую в связи с вступлением России в конкурентный рынок, откликнулся Г.А. Журавлев своей статьей "Ошибочность физических основ зацепления Новикова как причина ограниченности его применения" (см. РиП. - 2006. - № 1 (04), в которой, на наш взгляд, он весьма точно охарактеризовал эволюцию передач с зацеплением Новикова за все предшествующие 50 лет их применения и разного к ним отношения - от яростного невосприятия до эйфории, а затем от эйфории - к сомнениям, и вновь - к невосприятию и полному забвению.

Вот несколько важных фраз из статьи Журавлева:

"Дух эйфории создавал ощущение близости получения некоего заветного решения, дающего "пропуск" зацеплению Новикова во все отрасли машиностроения. И действительно, периодически появлялись серьезные шаги в этом направлении, которые открывали новые (как казалось, весьма радужные) горизонты".

"Но в СССР многочисленные факты освоения нового зацепления, несмотря на большие усилия в этом направлении, всерьез так и не затронули технику с высокими требованиями к конструктивной гибкости зубчатого привода. Специалисты, видевшие преимущества передач Новикова в каком-то изделии, недоумевали по поводу тщетности попыток их освоения в других областях".

"Несмотря на усилия нескольких поколений коллективов проектных и производственных организаций, многих научных школ СССР и других индустриальных стран, зацепление Новикова так и не стало альтернативой эвольвентному зацеплению. Наоборот, к началу 21-го века его применение прекращено в таких наиболее емких <...> отраслях, как вертолетостроение, авиастроение, автомобилестроение, локомотивостроение, тракторостроение, судостроение, лифтостроение, сельхозмашиностроение и вагоностроение...".

"Его не собираются больше использовать, потому что производит больше шума, чем эвольвентное зацепление". А там, где сохраняется зацепление Новикова (например, в общем редукторостроении), его применение не решает проблему конкурентоспособности.

Тайное стало явным - что-то неладное творится с традиционными представлениями о высокой конструктивной гибкости зацепления Новикова, а его истинные достоинства оказываются намного ниже изначально декларированных".

"Тем не менее мы далеки от мысли просто проиллюстрировать сам факт возникшей пропасти между гигантским творческим и материальным вкладом в зацепление Новикова... и весьма слабой его отдачей в машиностроении...

Напротив, мы ставим задачу измерить глубину этой пропасти... И еще, что самое главное, - дать рецепты сохранения практической значимости идей Новикова, а также показать резервы развития эвольвентного и внеполюсного (но уже без кинематики Новикова) зацеплений".

С научной позицией Г.А. Журавлева о крайне неудовлетворительном на практике состоянии дел с зацеплением Новикова согласились многие известные в России специалисты: д.т.н., проф. А.Л. Филипенков, д.т.н., проф. С.Л. Иванов, гл. конструктор КБ СМ В.Г. Гиммельман, к.т.н. В.С. Новиков, к.т.н. В.И. Парубец, к.т.н. С.А. Лагутин, д.т.н., проф. В.Л. Дорофеев, д.т.н., проф. Б.П. Тимофеев, д.т.н., проф. А.П. Попов и др. Каждый из этих специалистов привел данные о победоносном шествии эвольвентного зацепления в разных отраслях и, одновременно, о потере всякого интереса к зацеплению Новикова.

В противовес мнениям этих специалистов отрицательно оценили выступление Г.А. Журавлева к.т.н. В.Я. Веретенников, д.т.н., проф. В.И. Гольдфарб, д.т.н., к.т.н. В.И. Короткин, к.т.н. Н.П. Онишков, к.т.н. М.Е. Огнев, инж. В.М. Фей, к.т.н. А.С. Яковлев. Особо яростными были выступления, нападки и обвинения, исходящие от трех кандидатов наук – ортодоксальных новиковцев В.И. Короткина, Н.П. Онишкова, А.С. Яковлева. Их многочисленные выступления с яростными нападками и обвинениями коснулись не только Журавлева, но и Лагутина, Парубца, Попова, Филипенкова и др.

Дискуссия была организована так, что в ней нашло отражение мнений и позиций всех ее участников. Именно поэтому, под напором многочисленных фактов, исходящих из российской и мировой практики, Короткин, Онишков, Яковлев впервые вынуждены были озвучить, что все те редукторы с зацеплением Новикова, которые еще и сегодня производятся и применяются в России, безнадежно устарели. Воспроизводим это "откровение" словами В.И. Короткина и Н.П. Онишкова:

"... Каталог ВНИИРедуктора 1987 года... может, и не устарел, а вот описанные в нем редукторы с передачами Новикова безнадежно устарели (см. РиП. - 2007. - № 1, 2 (08). - С. 63).

"Не берусь судить насчет каталога, но представленные в нем редукторы как по общему техническому уровню, так и по применявшимся в них передачам - безнадежно устарели уже тогда" (см. ст. Н.П. Онишкова "Дискуссия должна быть конструктивной").

То же самое, но еще "в более черных красках", сказано в анонимной статье из "Вестника машиностроения" №5, 2007г., подготовленной, как выяснилось, теми же В.И. Короткиным, Н.П. Онишковым, А.С. Яковлевым:

"...Чтобы показать преимущества эвольвентных передач, наши оппоненты берут немецкие редукторы последнего поколения фирмы "Флендер", где эти передачи выполнены упрочненными до твердости 60 HRC, со шлифованными поверхностями зубьев (степень точности 5, 6), и сравнивают их по удельной массе <...> с отечественными редукторами устаревших конструкций <...>, где передачи Новикова спроектированы по методикам и выполнены на базе исходных контуров 40-летней давности, а твердость зубьев колес, изготовленных по степени точности 8-10 (если не грубее), находится в пределах 250-300 НВ. <…> Спрашивается, о каком "научном" сопоставлении систем зацепления может идти речь в таких условиях?"

Казалось бы, вот он, момент истины, доказательство своевременности дискуссии, справедливости слов Парубца, Журавлева, других участников дискуссии о передачах Новикова и их действительно сомнительном месте в российском редукторостроении! А также - доказательство своевременности и необходимости продолжения дискуссии, чтобы ответить на важнейший для российской практики вопрос "Куда идти дальше?", сформулированный в статье Парубца "Куда идти редукторной России? - Вот основной вопрос, на котором должно быть сосредоточено внимание участников дискуссии" (см. РиП. - 2007. - № 1, 2 (08)), где, в частности, заострялось:

"Россия сегодня, пожалуй, единственная страна в мире, где все еще производят и поставляют предприятиям ... редукторы ... без необходимой термообработки, зубошлифовки и других чистовых и отделочных операций обработки зубьев. Но среди всех других видов редукторы с зацеплением Новикова наиболее распространены, составляют основу редукторного парка России, потому решительные шаги по их совершенствованию имеют важнейшее значение для становления новой высококонкурентной отечественной промышленности".

Однако эти дискуссионные ожидания не сбылись. Игнорировав тревожные новости, исходящие от практика Парубца, других участников дискуссии о все нарастающей оккупации российских редукторных просторов зарубежными фирмами и в связи с этим – необходимости критического переосмысления и решительного обновления прежних пластов российской научно-технической информации, обсуждения и поиска путей незамедлительного повышения конкурентоспособности российской редукторной техники, ортодоксальные новиковцы тайно подготовили и опубликовали в журнале «Вестник машиностроения» №5, 2007г. анонимную статью «Совершенствование зубчатых передач Новикова остается одним из важнейших направлений развития редукторостроения», а чуть позже - «Особое мнение» в Решении севастопольской конференции «ЗП-2007», в которых под видом «Обсуждения проблемы» обвинили Парубца и Журавлева «во вредной для науки и производства деятельности», направленной якобы против зацепления Новикова, его развития и применения. Правда не сказали «вредной для науки и производства» каких редукторных стран? Германии, Японии, Италии и др., где зацепление Новикова не применялось и не применяется, или только для России?

Вместе с опубликованием этих материалов все, кто встал под их "знамена", приняли "дружное" решение прекратить участие в дискуссии. Все обращения Парубца к участникам тайных обсуждений о возвращении в дискуссию оказались безрезультатными. Сам по себе этот "дружный" отказ весьма показателен! Он говорит о хорошо скоординированных действиях, исходящих от анонимных организаторов, применяющих недемократические приемы и принципы, которым нет никакого дела до информационных потребностей сотен тысяч российских специалистов – расчетчиков, конструкторов, технологов, эксплуатационщиков, экономистов, финансистов, руководителей многочисленных предприятий, вступивших на путь технологической модернизации России, которым необходимы точные ответы на многие вопросы, связанные с зацеплением Новикова, его действительными практическими возможностями по сравнению с современными высокотвердыми шлифованными эвольвентными передачами, на которых позиционируется весь остальной редукторный мир.

Ортодоксальные новиковцы, отказавшись от дискуссии, "ушли в подполье", продолжают публиковать статьи и монографии о решающих превосходствах передач Новикова. Однако вместо них заговорили редукторные производители из Санкт-Петербурга, Майкопа, Ижевска и других городов, выбрасывая в мусорные корзины прежние редукторные проекты с зацеплением Новикова.

Вот фразы и оценки, достойные пристального внимания всей научно-технической общественности России, звучащие как заключительные аккорды дискуссии и «приговор» ортодоксальным новиковцам, в публикациях Майкопского редукторного завода, построенного еще в СССР для производства редукторов с зацеплением Новикова:

«Сегодня их редукторы на основе шлифованной закаленной эвольвенты — это изделия на порядок более высокого класса, чем наши новиковские. Они имеют превосходство по всем ключевым параметрам — передаваемой нагрузке, точности, шумности, габаритам. Все эти преимущества эвольвенте обеспечила именно технология финишной обработки зубьев. Последние поколения зарубежных зубообрабатывающих станков достигли такой высокой производительности и точности, что «вылизанная» эвольвента изготавливается не намного медленнее и обходится не намного дороже, чем наше «дешевое и сердитое» новиковское зацепление.

«Где мы и где они» — редукторостроители из Майкопа впервые осознали в 1995 году, когда приехали на Ганноверскую промышленную ярмарку. «Первое впечатление было ошеломляющим — мы поняли, что технологический разрыв очень велик, — вспоминает свои ощущения генеральный директор Майкопского редукторного завода «Зарем» Шамсудин Пшизов. — А иностранцы смотрели на наши редукторы с усмешкой».

Тогда для топ-менеджеров завода стало очевидно: если не ликвидировать отставание в технологиях — придется довольствоваться ролью местечкового производителя, да и то лишь до тех пор, пока внутренний рынок не распробует «вылизанную» импортную эвольвенту.» (www.expert.ru, статья «Зацепиться зубьями за рынок», «Эксперт», № 27 (616), 7 июля 2008 г.).

Фразы и оценки зацепления Новикова, прозвучавшие из уст практика – генерального директора Ш.П. Пшизова и опубликованные в этом и других российских информационных изданиях, – мужественный шаг руководителя промышленного предприятия, ответственного за судьбу редукторной России.

Значение дискуссии для развития конкурентной редукторной практики России и ее науки – огромно. Впервые за долгие 50 лет «лжепобедоностного» шествия идей Новикова, под нажимом многочисленных дискуссионных доводов и фактов, исходящих из российской и мировой редукторной практики, были разрушены прежние лживые информационные бастионы ортодоксов-новиковцев о значительных эксплуатационных превосходствах передач Новикова, проникшие во все российские учебники, справочники, энциклопедии, диссертации и др. Российская редукторная практика решительно освобождается от несостоятельных научных концепций, выбрасывает в мусорные корзины прежние новиковские редукторные проекты, усовершенствуют российскую редукторную технику на основе современных научных идей и технологий, применяемых ведущими зарубежными фирмами.

Как закономерный итог острой дискуссии сегодня звучит все больше смелых голосов в поддержку необходимости быстрого технологического усовершенствования российских редукторных проектов и производств на основе точно шлифованных твердых эвольвентных передач и применения самых совершенных редукторных технологий.

Однако дискуссия и ее итоги – это только первый шаг на пути технологического преобразования и обновления редукторной России.

«Камнем преткновения» на пути редукторных преобразований современной российской редукторной практики сегодня являются не «технологические аспекты» или отсутствие требуемого технологического оборудования, а Короткины-Онишковы-Яковлевы-Гольдфарбы, которые готовят новые конференции, новые «Особые мнения», новые учебники, новые монографии, новые статьи и доклады о решающих превосходствах передач Новикова, чтобы в очередной раз снова и снова вводить в заблуждение научно-техническую общественность и отстоять «свое дело», т.е. свои корыстные научные интересы. Поэтому предстоит еще широкая просветительная и разъяснительная работа, обновление всей научно-технической литературы, объективно отражающей достижения российской и зарубежной редукторной практики и науки. Без такой работы редукторная истина останется «в резервации», а править балом будут по-прежнему научная ложь и научное невежество ортодоксальных новиковцев, препятствующие преодолению научно-технической отсталости и становлению конкурентно сильной редукторной России.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconИ нформационное сообщение о проведении IV международной научно-практической конференции
Научно-инновационный центр (г. Красноярск) проводит IV международную научно-практическую конференцию "Актуальные проблемы социально-экономического...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconЕ. Г. Новолодская // Актуальные проблемы психологии и педагогики...
Международной научно-практической конференции. 4 декабря 2014 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак / под научной редакцией...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconКоллеги
Приглашаем принять участие в VIII международной научно-технической конференции Проблемы и перспективы развития авиации, наземного...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconНациональный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского ”хаи”
...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconЕ. А. Омельченко // Актуальные проблемы современного образования:...
Текст] / Е. А. Омельченко // Актуальные проблемы современного образования: теория и практика: материалы Международной научно-практической...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconАктуальные процессы формирования интегративно-целостного мышления в современном научном мире м-1
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» icon«Актуальные проблемы ботаники и методики преподавания биологии»
Приглашаем Вас принять участие в работе Второй Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ботаники и методики...

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconСодержание общие вопросы метрологического обеспечения измерительных систем 9 Брюханов В. А. 9
Метрологическое обеспечение измерительных систем. / Сборник докладов международной научно-технической конференции. // Под ред. А....

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconСодержание общие вопросы метрологического обеспечения измерительных систем
Метрологическое обеспечение измерительных систем. / Сборник докладов III международной научно-технической конференции. Под ред. А....

Доклад В. И. Парубца на международной научно-технической конференции «Актуальные задачи машиноведения, деталей машин и триботехники» iconОргкомитет конференции будет Вам признателен за информирование о...
Факультет ветеринарной медицины Вятской государственной сельскохозяйственной академии приглашает Вас принять участие в Международной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную