Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны»






Скачать 61.08 Kb.
НазваниеУрок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны»
Дата публикации19.08.2016
Размер61.08 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема: Революция и Гражданская война в творчестве писателей нового поколения.

Проблема революционного долга и гуманизма.

Учитель: Шевченко Людмила Ефимовна, учитель ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт - Петербурга.
Урок – дискуссия с использованием ИКТ ( компьютерной презентации) 2 часа

Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны»

Цели:

Образовательные:

- углубить знания по содержанию произведений начала 20 столетия;

-учить выразительному рассказу;
Развивающие:

-развивать умение глубоко осмысливать прочитанное, анализировать художественные произведения с учетом исторических событий ;

-развивать речь и мышление.

Воспитательные:

-следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта, раскрыть трагедию всего населения России вне зависимости от принадлежности к тому или иному противоборствующему лагерю.

- воспитывать чувство патриотизма и справедливости;

-прививать любовь к русской литературе.
Организационный момент:

- сообщение темы и целей урока;

-постановка задач перед учащимися.
Слово учителя: Сегодня на уроке-дискуссии мы будем говорить о трагедийной теме в литературе 20-х годов ХХ столетия, высвечивая лики гражданской войны. Спорьте, доказывайте свою точку зрения… Мы с вами должны уметь оценивать разумно исторические события и извлекать для себя мудрые уроки.

Эпиграфом к уроку возьмем слова А.Неверова: « Не жалеть нельзя и жалеть нельзя».

На вопрос «В чем актуальность эпиграфа?» ответите мне в конце урока.

План урока :

  1. Организационный момент. Слово учителя: Человеческая жизнь и идея…Что дороже?

  2. Анализ эпизодов из романа А Фадеева «Разгром» Анализ эпизодов из рассказов А Неверова «Андрон непутёвый» и Б Лавренева «Сорок первый».

  3. Дискуссия на тему: «Жалеть или не жалеть?»

  4. Выводы учащихся.

  5. Слово учителя о литературе 20х годов ХХ столетия.

  6. Общий вывод урока. Оценки учащимся за работу в течение 2-х уроков.

  7. Д/з

- 2 -

Ход урока

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

На фоне песни И.Талькова « Тетрадь расстрелянного генерала»

Учитель: Революция, гражданская война…… Трагическая и святая история России.

Как изображена была она в литературе? Долгое время нам лучше была знакома поэма В.В. Маяковского «Хорошо», чем книги М.Булгакова о революции и гражданской войне, «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова, чем «Россия распятая» Максимилиана Волошина или «Дикое сердце» А. Весёлого.

Да, ушла в прошлое уверенность в то, что все рассказанное в книгах – истина.

Вдумайтесь в эти строки:

Гвозди б делать

из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.

( Н. Тихонов)



?

..Что станет думать

Дальний наш потомок

И чем его наполнится душа,

Когда штыка трехгранного обломок

Отыщет он в курганах Сиваша…

(Максимилиан Волошин)

Всмотритесь в лица войны. Слайды из презентации.

-Кто они, герои 20-х годов? Люди с железной волей, непоколебимые в своей правоте,

Как писал Н Тихонов, или те, что предстали перед нами в произведениях М Волошина, люди, достойные и порицания, и жалости…

…. В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула…

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

(«Гражданская война» цикл «Усобица»)

2. Анализ эпизодов романа А.Фадеева «Разгром «

-Как же в литературе решалась проблема революционного долга и гуманизма,

насилия и жалости? ( Ребята приводят примеры из романа А. Фадеева « Разгром»)

а) Эпизод реквизации свиньи у корейца.

-А как бы вы поступили на месте Левинсона? Аргументируйте.

3. Дискуссия

Задаю провокационные вопросы: - Но ведь эту свинью Левинсон берет не для себя….

-Пожалеть корейца и его семью….. А как же отряд? Ваше мнение….

-На чьей стороне автор?

Учитель: М. Волошин показывает нам жуткую картину голода в деревне 20-х г.

После этих строк очень трудно оправдать Левинсона. Читаем отрывок из главы «Голод».

….Снедь прятали, скупали,отымали,…налоги брали хлебом, отбирали домашний скот, посевное зерно.. Землю тошнило трупами, лежали на улице, смердели у мертвецких…. Баранина была в продаже – 300, а человечина – по сорока.

Душа была давно дешевле мяса. А матери, зарезавши детей, засаливали впрок…

«Сама родила – сама и съем. Ещё других рожу..»

Учитель: - Ваши комментарии… ( Ученики высказывают свое мнение )

б) Учитель: Одна из спорных ситуаций – решение командира Левинсона и врача Сташинского об отравлении бойца Фролова.

( Ученики высказывают свои мысли )

Учитель: провокационные вопросы: - Но ведь Фролов неизлечим, он ранен смертельно, шансов нет, зато будет спасен отряд.

Уч-ся спорят: -Сам Фролов, поняв решение Левинсона « разрешает» сделать это, не ропщет. Левинсон спасал отряд, выполнял долг.

Получается, что долг и жалость – не совместимы?

Уч-ся: а) И опять автор оправдывает Левинсона.

б) Да, оправдывает, но заставляет « человека особой правильной породы « мучиться, жить с чувством вины»

Учитель: Что ж, выходит, что во имя долга надо «заморозить сердце»?

4. Выводы уч-ся : -Уживутся ли на одной полке «Разгром» А.Фадеева и «Преступление и наказание» Ф.Достоевского? Почему ?

( Тонка нить, которая отделяет « отчаянный выход» от преступления.

И все же, может ли быть оправдано убийство человека человеком?.

Вспоминаем по тексту « разрешение крови по совести» Раскольникова и слова- мольбы Сони:

- Это человек –то вошь?!..

-Я только узнать хотел, тварь ли я дрожащая или право имею?

- Убивать? Убивать-то право имеете? Уч-ся делают выводы.

Вспомните: к Левинсону в романе не приходит убитый Фролов, а к Свидригайлову приходит. Испытывают ли они муки совести ? Ученики……

Вы правы, ребята, страшно, когда во имя идеи , во имя человека убивают человека.

А ведь революция делалась для людей. Любая революция имеет две стороны:

разрушительную и созидательную. А если не уживаются долг и жалость?

3.1 Анализ эпизода рассказа Б Лавренева «Сорок первый»

Рассмотрим эпизод рассказа Б Лавренева «Сорок первый» Уч-ся представляют героиню Марютку, говорят о ее преданности бойцам, о большой любви к поручику

И о страшном финале – убийстве Говорухи – Отрока.

Перечитываем эпизод убийства6 « Поручик упал головой в воду………

Марютка шагнула вперед, нагнулась. Выронив винтовку, с воплем рванула гимнастерку на груди. В воде на розовой нити нервно колыхался выбитый глаз, синий, как море,…..Она……упала на труп……….и завыла низким гнетущим воем:

-Родненький мой! Что же я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!

-Так нужно ли «заморозить сердце» во имя долга?

Уч-ся …………. Б Лавренев протестует против классовой ненависти, отстаивает право человека на личные чувства в революционных бурях.

Над этой же проблемой размышляет А. Неверов в рассказе «Андрон непутевый», где герой все чаще «ломает» мужиков к новой жизни: «Бить буду….Голову отверну.. Война, так война!» Формула « Не жалеть нельзя и жалеть нельзя» зреет в сознании Андрона, но чаще следует он лишь её 2 части.

4. Вывод делают ученики : насилие и жестокость порождают жестокость.

Долг не должен затмевать жалость, давлеть над гуманизмом к людям. И долг, и жалость должны уживаться, иначе любая революция бессмысленна.

5. Слово учителя: Литература о революции , гражданской войне не была одноликой. Наряду с литературой официальной во все времена жила и живет литература подлинная. Имя ей -Правда. Перечитывая страницы книг вслед за Достоевским и Толстым, мы начинаем понимать: не стоит никакая благороднейшая идея, никакая революция слез ребенка, скорби матери.

Нельзя, чтобы на весах лежали человеческая жизнь и идея , в какие бы одежды она не рядилась.

Размышляя сегодня о трагической и святой истории России, хочу заронить в ваши сердца чувство обеспокоенности: нельзя убить зло злом, нельзя оправдать убийство, нельзя делить людей на белых и красных.

Вспоминая страшные лики гражданской войны, нельзя не сказать об Успенском храме на Ольшанском кладбище в Праге, который воздвигнут в память о наших соотечественниках, « в междоусобной брани за Россию смерть обретших».

Это о них писала Марина Цветаева:

Все рядком лежат- не развесть межой.

Поглядеть: солдат. Где свой? Где чужой?

Белый был – красным стал: кровь обагрила,

Красным был – белым стал: смерть побелила.

6 Общий вывод.

В сегодняшней то там, то здесь вспыхивающей гражданской войне тоже нет правых и виноватых. И не закончатся усобицы, пока гуманизм и человечность не станут мерилом всех наших ценностей.

Комментирование оценок уч-ся.

Рефлексия: Получилась ли у нас дискуссия? Что полезного для себя получили на уроке.

8.Домашнее задание.

Написать сочинение по выбранной теме:

  1. Перечитывая книги о гражданской войне…

  2. Трагическая и святая история России в литературе.

  3. Проблема революционного долга и гуманизма в произведениях 20х годов 20 в.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconОтражение террора гражданской войны на территории западной сибири...
Охватывают прошедшие девяносто лет изучения истории Гражданской войны в России. Нижняя граница определяется публикациями участников...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconУрок истории и литературы с использованием икт на тему: «бородинское сражение»
Цель урока: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г, сопоставив...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconСекции
Основные результаты научного исследования: создано электронное учебное пособие к урокам истории, мхк и литературы, галерея художественных...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconКонкурс методических разработок учителей по формированию культуры...
России. Толчком для раздумий учащихся послужил выход на экраны страны фильма «Адмирал», в котором молодое поколение увидело события...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconУрок литературы в 9 классе с применением технологии проблемно-диалогического обучения
...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconРассказы». Изображение войны в рассказе «Родинка»
Цель урока: изучить рассказ «Родинка», определить общечеловеческий смысл трагедии в годы гражданской войны

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconУрок пресс конференция «Поэзия подвига»
Методическая разработка представляет собой урок пресс-конференцию, посвященный поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного...

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconУрок на тему «сша накануне гражданской войны»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вурнарская средняя общеобразовательная школа№2

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconЛитература: Учебник Истории России
Познакомить учащихся с историей чеченской войны, с эпизодами из военной жизни, проследить историю войны

Урок дискуссия с использованием икт ( компьютерной презентации ) 2 часа Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты «Лики войны» iconВечер старшеклассников, посвященный поэзии серебряного века сценарий Насибуллина Е. Г
Оформление: занавес закрыт, на нем – экран, по обеим сторонам которого портреты поэтов или плакаты с цитатами их стихов о поэте и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную