Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига»






Скачать 72.43 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе «Поэзия подвига»
Дата публикации05.09.2016
Размер72.43 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Военное дело > Урок



Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига»

Л. Г. Лаврова, учитель 1 квал. категории Ленинской СОШ Новошешминского района РТ

Цель: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны.

2)Отработка навыков выразительного чтения стихотворений.

3)Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашей страны.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет ; газета со стихами и фрагментами сочинений учащихся на военную тему; выставка иллюстраций о войне «Мы живём, не забывая».

Эпиграф к уроку: (красочно написан на плакате)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

( А. Твардовский.)

Предварительная работа.

Заранее учитель подготавливает учеников-ассистентов по дополнительной литературе, и все учащиеся должны подготовиться по материалу учебника 11 класса (автор - В. Чалмаев, С. Зинин, Москва, «Русское слово», 2007 год ,стр. 176- 186 ), выпустить стенгазету «Поэзия огненных лет».

Ход урока.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче… После припева музыка смолкает.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война… Почти 67лет прошло с тех пор, когда закончилась эта страшная в истории война. Но мы помним, какой ценой досталась нам эта победа и кто добывал её.

Вы, сидящие за партами, родились и выросли в мирное время. Вы хорошо знаете гул весенних очистительных гроз и не слышали орудийного грома, разве только по телевизору и кино. Вы проходите по улицам городов и сёл и видите стройки, но , наверное, никогда не задумывались над тем, как легко разрушаются дома под взрывами бомб и снарядов.

Вы знаете, как обрываются сны, также просто оборвать и человеческую жизнь.

Вам не пришлось шагать по дорогам войны, в снежной мгле вставать в атаку, падать сражённым осколками, плакать в землянках, вспоминая родной дом, мать… Вам не пришлось терять боевых друзей… А поэтому единственное, что можете вы,- это помнить о тех, кто не дрогнул, не согнулся под пулями, выстоял, «…чтобы песни остались счастливыми, чтобы детство не знало выстрелов».

Вы, юноши и девушки 21 века, никогда не должны забывать о мальчиках и девочках, юношах и девушках военных лет… Сколько они вынесли на своих неокрепших плечах и на фронте, и в советском тылу!

Они рано и быстро взрослели. Послушайте о них «Балладу о сынах полка» В. Верховского.

Ассистент читает стихотворение.

Была война давным-давно,

До нашего рождения.

Её мы видели в кино,

Сжав губы от волнения.

Шли в бой мальчишки на врага

И день победы близили.

Был целый пол сынов полка,

А может быть - дивизия.

Гремела сталь. Ревел тротил.

Ребят на бой с врагами

Никто не звал и не просил-

Они просились сами

Рвались вперёд , шинель- до пят,

Горды судьбой солдатской,

Их хоронили, как солдат,

В больших могилах братских.

Беседа о военных годах (продолжает звучать песня «Священная война)

Учитель: эта песня заставляет вспомнить, что война - это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

- Сколько же писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена.

- Свыше 200 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

- Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат.

- Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Ю. Крымов, И. Уткин, А. Гайдар, молодые поэты: П. Коган, М. Кольчицкий, Н. Майоров. «Они ушли, не долюбив, не докурив последней сигареты…»

-Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?

- Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

- Стихи А.Твардовского, А.Суркова, О. Бергольц, Н.Тихонова , А.Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.

- Поэзия не льстила современнику , не изображала его путь, усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду.

-Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, помогала переносить испытания, помогала людям жить!

- Это была яркая, сильная поэзия!

-Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их.

1) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Сообщение учащегося «К . Симонов на войне»

2) Второй ученик читает стихотворение А . Ахматовой «Мужество».

Сообщение учащегося «А. Ахматова в годы Великой Отечественной войны».

-Какая же тема поэзии военных лет, по - вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?

-Центральной стала тема любви к Родине, призыв к её защите.

-Герои поэзии военных лет- это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом!

-А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые испытания в годы войны.

-В произведениях, написанных в самые первые дни войны, уже звучала уверенность в победе. А. Толстой, И. Эренбург, М. Исаковский, А. Сурков и другие ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен.

-А каких молодых лириков « огненных лет» вы знаете ?

У них всё ещё было впереди, но они погибли в этой войне.

-П. Коган , Н. Майоров, М. Кульчицкий, наш земляк, молодой татарский поэт Муса Джалиль.

Сообщение заранее подготовленного учащегося о М. Джалиле.

-М. Джалиль был казнён в 1994 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в фашистском застенке Маобитской тюрьмы в Берлине. Муса мечтал их напечатать.

Поэзия М. Джалиля – поэзия глубокой мысли, неукротимой воли. Самое сильное стихотворение «Мои песни», оно как является ключом ко всем стихам «Маобитских тетрадей»:

Пел я, весеннюю свежесть почуяв,

Пел я, вступая за Родину в бой,

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звучала в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Чтение стихотворения «Прости, Родина!»

Учитель: Многие стихи военных лет были положены на музыку . Песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

(Звучит грамзапись песни «В землянке» . (слова А. Суркова )).

-Сколько их - прекрасных, незабываемых- было создано в годы войны. До сих пор в дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и весёлые.

-Какие песни военных лет вы можете назвать?

-«Синий платочек», «На солнечной поляне», «Соловьи» (А. Фатьянов и В. Соловьёв - Седой), песни Окуджавы «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Дороги» (Л. Ошанин, А. Новиков) и многие другие.

Сообщение учащегося «Песни М. Исаковского».

-Песни Великой Отечественной войны наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. Особое место в поэзии военных лет принадлежат М. В. Исаковскому, его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад», «В лесу фронтовом», «Враги сожгли родную хату». Самой популярной стала песня «Катюша», написанная Исаковским в 1938 году.

В исполнении класса звучит песня «Катюша» (музыка М. Блантера).

Сообщение учащегося «Фронтовая судьба «Катюши»».

Учитель: через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Б. Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её ,и поют со слезами на глазах.

Звучит грамзапись песни «Белорусский вокзал».

Обобщения учителя.

….Минули годы и десятилетия. Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к стихам и песням, помогавшим громить врага, запечатлевшим величие огненных лет. Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

В мае 2012 года всё прогрессивное человечество будет отмечать 67-летие Победы над фашисткой Германией. Мы с вами тоже готовимся к славной дате: чествуем ветеранов Великой Отечественной войны, участвуем в конкурсе сочинений, сочиняем стихи. Ваша одноклассница Юртаева В. прочитает своё стихотворение, посвящённое Великой Победе.

Каждый год в День Победы

Вспоминать о войне

И о тех, кого нету,

Стало грустно вдруг мне.

Я приду к обелиску

И возложу цветы,

Хоть простые ирисы

В память долгой войны.

Поклонюсь до Земли я

Тем великим годам

И простому солдату,

Что полвека уж там.
Люди! Не забывайте

Эти тяжкие дни

И бессонные ночи,

Что наши деды провели.

Они боролись за свободу,

За мир на Родине своей.

Не забывайте ту победу,

За что боролись много дней.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconМоу сош №13 ст. Новоджерелиевская Пресс конференция «Поэзия подвига»
Мы проводим пресс – конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют корреспонденты, а также гости

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие по литературе в 11 классе Литературно музыкальная...
Тема урока: Поэзия подвига. Тема войны, подвига – ведущая тема в литературе на современном этапе

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок пресс конференция «Поэзия подвига»
Методическая разработка представляет собой урок пресс-конференцию, посвященный поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного...

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной...
Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
...

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига»
...

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства...
...

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок в 6 классе Урок + литература и музыка тема: «Поэзия в музыке»
А. С. Пушкина, Фета, М. Цветаевой, Маяковского, Кукольника, М. Ю. Лермонтова, иллюстраций к стихотворению «Парус» и романсу А. Гурилёва...

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Урок литературы в 11 классе «Поэзия подвига» iconУрок пресс-конференция «Поэзия подвига»
Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов-современников,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную