Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига»






Скачать 147.2 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига»
Дата публикации06.09.2016
Размер147.2 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
l.120-bal.ru > Военное дело > Внеклассное мероприятие


Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе

( 1 час 20 мин.)
Пресс-конференция «Поэзия подвига»

(Поэзия Великой Отечественной войны)
Цель внеклассного мероприятия: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков.
Задачи:

Образовательные: знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений о войне.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, творческих способностей обучающихся; формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; развитие различных операций мышления и видов памяти.

Воспитательные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества; формирование высоконравственной гражданской позиции.
Форма проведения: пресс-конференция.
Предварительная подготовка к мероприятию: учитель рекомендует обучающимся литературу для домашнего чтения, предлагает познакомиться с творчеством одного из поэтов, выучить наизусть стихотворение; обучающиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку, оформляют зал, выпускают газеты, готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование урока: презентация, эпиграф А.Т.Твардовского, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, газеты, записи песен военных лет.

ТСО: компьютер, подключенный к системе Интернет, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.
Методы и приемы:

по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия: проектная работа, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.

Обучающиеся занимают определенные места: за центральным столом сидят ведущие (2 уч.), «корреспондент» (1 уч.), «фотокорреспондент» (1 уч.) и «журналисты» (2 уч.); за первым столом – «литераторы» (4 уч.); за вторым – «исследователи» (3 уч.) творчества молодых поэтов, погибших во время войны; стол № 3 – чтецы (5 уч.); стол №4 – художники и оформители (2 уч.), «библиотекари»
(2 уч.).

Контроль за пресс-конференцией осуществляет учитель.
II. Введение.

Учитель объявляет тему мероприятия.

Эпиграф (написан на плакате):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

(А.Т.Твардовский)

1. Презентация темы, целей и задач пресс-конференции (Презентация, слайды № 1, 2).

2. Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война» (Приложение № 1), затем громче… (Презентация, слайды № 3, 4, 5, 6, 7, 8). После припева музыка смолкает. Говорят ведущие.

Ведущий 1.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти людей навечно останутся события военной поры.

Ведущий 2.

Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».

Ведущий 1.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

3. Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 2.

Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

III. Вопросы, задаваемые корреспондентом «литераторам» о поэзии Великой Отечественной войны.

1. Сколько поэтов и писателей было на фронте? Назовите их имена. (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, а также молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).

2. Какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Поэзия военных лет говорила правду о происходящем на фронте. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания, помогала людям жить).

3. О каких поэтах-фронтовиках вы подготовили краткие выступления? (Презентация, слайд № 9). Какие стихи о войне взволновали вас?

а) Краткие выступления «литераторов» (не более 3-х минут) о жизни и творчестве К.Симонова, С.Орлова, Д.Самойлова, А.Суркова (Презентация, слайды № 10, 11, 12, 13, 14).

б) Чтение стихотворений этих поэтов.
Константин Симонов

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.
1941

Константин Симонов.

Всемирная библиотека поэзии.

Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998.
http://rupoem.ru/simonov/ty-pomnish-alesha.aspx
* * *
Константин Симонов

"Жди меня"
Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

Русские поэты. Антология в четырех томах.

Москва: Детская литература, 1968.

http://rupoem.ru/simonov/zhdi-menya-i.aspx
* * *
Сергей Орлов

"Его зарыли в шар земной"
Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...
1944

Строфы века. Антология русской поэзии.

Сост. Е.Евтушенко.

Минск, Москва: Полифакт, 1995.
* * *
Давид Самойлов

"СОРОКОВЫЕ"
Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!
1961
http://lit.peoples.ru/poetry/david_samoilov/poem_13506.shtml
* * *

Александр Твардовский

"Василий Теркин: 7. О награде" (отрывок)
- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.
Буду ль жив еще?- Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

……………
http://rupoem.ru/tvardovskij/net-rebyata-ya.aspx
* * *
Алексей Сурков

"Бьется в тесной печурке огонь"
Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.
Ноябрь 1941.
http://rupoem.ru/surkov/betsya-v-tesnoj.aspx
в) Прослушивание аудиозаписи песни «В землянке», слова А.Суркова, музыка К.Листова (Приложение № 2).
IV. Вопросы, задаваемые корреспондентом «исследователям» творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

1. Какая тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?(Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите.

Герои поэзии военных лет – это воины-освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом).

2. В каком стихотворении бойцы клянутся отомстить врагам и присягают Отчизне победой? Кто его автор? (Это стихотворение называется «Присягаем победой», его автор Алексей Сурков).
а) Чтение детьми стихотворения А.Суркова «Присягаем победой» (в сокращении)
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.
Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе –

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

……………

Слышишь, Родина! Залпы, грозны, -

Это пушки запели победную песню войны.

Видишь, Родина! Пыль над полями легла –

Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

……………

Это встал для победного боя советский народ.

Грозным взглядом окинул бессмертную ширь.

Закалённый в сражениях советский народ-богатырь.

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою.

Мы раздавим коричневую змею.

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!
Москва. 22 Июня 1941 года.

http://karaguga.narod.ru/voina/proza.htm
Ведущий 1.

Писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов.

Послушайте песню на стихи Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон» в авторском исполнении.

б) Прослушивание аудиозаписи песни (Приложение № 3).
Ведущий 2.

Молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний ушли на фронт и отдали свои жизни за Родину (Презентация, слайды № 15, 16).

Ведущий 1.

Николай Майоров писал о своем героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Ведущий 2.

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьме в Берлине. Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.
Комментатор.

Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, погибших на фронтах войны.

в) Краткие выступления (не более 3-х минут) «исследователей» творчества молодых поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

г) Чтение стихотворения Мусы Джалиля «Мои песни»
Муса Джалиль «Мои песни»
Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить па земле!
Вам я поверил свое вдохновенье,

Жаркие чувства и слез чистоту.

Если умрете -- умру я в забвенье,

Будете жить -- с вами жизнь обрету.
В песне зажег я огонь, исполняя

Сердца приказ и народа приказ.

Друга лелеяла песня простая.

Песня врага побеждала не раз.
Низкие радости, мелкое счастье

Я отвергаю, над ними смеюсь.

Песня исполнена правды и страсти --

Тем, для чего я живу и борюсь.
Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Пел я, весеннюю свежесть почуя.

Пел я, вступая за родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.
1943 год
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=9194
д) Чтение учеником стихотворения Роберта Рождественского «Реквием»

(Презентация, слайды № 17, 18, 19).
Р.Рождественский
Помните! Через века, через года, - помните! ...

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
http://www.putikvershine.ru/pomnite-cherez-veka-cherez-goda-pomnite
V. Заключение.

Ведущий 1.

Прошло много лет после этих событий, но тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих в литературе.

Ведущий 2.

Поэзия фронтовых лет возвращает нас к событиям войны не только для того, чтобы мы помнили о тех тяжелых годах, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
Комментатор.

Если бы у вас была возможность взять интервью у поэта-фронтовика, что бы вы ему сказали? О чем бы еще у него спросили? Какие бы слова благодарности сказали? (Ответы обучающихся).
1. Представители «библиотеки» выступают с обзором литературы по теме.

2. Художники и оформители показывают нарисованную ими газету, посвященную Дню Победы.

3. «Журналисты» читают небольшие заметки о проведении данного мероприятия.
VI. Итог. Рефлексия.

  • С творчеством каких поэтов-фронтовиков вы познакомились?

  • Что интересного узнали?

  • Что нового для себя открыли?

  • Какие чувства испытали после прочтения стихотворений о Великой Отечественной войне?


V. Учитель, осуществляющий контроль за проведением пресс-конференции, рецензирует и оценивает каждого участника мероприятия.




Список использованной литературы
1. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – М.: ВАКО, 2011. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012.-400с.-(В помощь школьному учителю).

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, II полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Джалиль М. Костер над обрывом: Стихи. Письма. М.: Правда, 1987.

5. Час мужества: Поэзия периода Великой Отеч. войны/ Сост. и авт. послесл. А.В. Владимирский.-М.:Просвещение, 1990.-319с.-(Шк. б-ка).

6. Пою мое отечество: Сборник стихотворений русских советских поэтов/Сост. и предисл. А. Туркова; Оформл. А. Зайцева.- Изд. 2-е, доп. – М.: Дет. лит., 1987.- 223с. Ил. – (Школьная б-ка).

7. Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы - Волгоград: Учитель, 2005. – 98 с.

8. Была война…:Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет/ Сост. и авт. Послесловия В. Акаткин, Л. Таганов; Предисл. Ал. Михайлова; Худож. Б. Чупрыгин. – 2-е изд.- М.: - Дет. лит., 1987. -255с., ил.- (Школьная библиотека).

9. Я землю эту люблю…: Из поэт. антологии Сов.России: Для ст. шк. Возраста/Сост., авт. Крат. Биогр. Сведений А.В. Ведрашко; Авт. Послесл. В.И. Фирсов; Худож. С.В. Соколов.- М.: Просвещение, 1991.- 271с.: ил.- (Шк. б-ка).

10. Русская литература XIX – XX веков: В 2 т. Т. II: Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 576 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconМоу сош №13 ст. Новоджерелиевская Пресс конференция «Поэзия подвига»
Мы проводим пресс – конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют корреспонденты, а также гости

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие по литературе в 11 классе Литературно музыкальная...
Тема урока: Поэзия подвига. Тема войны, подвига – ведущая тема в литературе на современном этапе

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconУрок пресс конференция «Поэзия подвига»
Методическая разработка представляет собой урок пресс-конференцию, посвященный поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного...

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconУрок пресс-конференция «Поэзия подвига»
Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов-современников,...

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие по географии 7 класс
Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса "Географический альпинизм. Покорение вершины Знаний"

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие «Литературный вечер \"Английская поэзия \"» (5-11 классы)
Шерстюк Людмила Владимировна, учитель английского языка высшей категории мкоу сош №11 г. Сатка

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconУрок литературы в 11 классе «Поэзия подвига»
Цель: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей, показать...

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие Учитель: Попова С. В. Учащиеся: Садыгов Э.,...
Заключительное слово классного руководителя: практические советы учащимся («10 заповедей от Дейла Карнеги»)

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие. Форма
Сегодня мы проведем интересное мероприятие, а его тему вы узнаете, отгадав загадку

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе ( 1 час 20 мин.) Пресс-конференция «Поэзия подвига» iconВнеклассное мероприятие квн по русскому языку 2 класс Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель
Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную