Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке»






Скачать 170.07 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке»
Дата публикации06.09.2016
Размер170.07 Kb.
ТипИсследовательская работа
l.120-bal.ru > Военное дело > Исследовательская работа
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования

Администрации МО «Воткинский район»

Муниципальное образовательное учреждение

«Перевозинская средняя общеобразовательная школа»


Исследовательская работа

«Дети на войне »

(секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке».)
Выполнили: Волкова Алла

Ученицы 6 а класса

Руководитель: Русинова

Валентина Петровна,

учитель литературы,

МБОУ Перевозинской СОШ

С.Перевозное

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА ТЕМУ ДЕТСТВА…3

1.2. Воспитание патриотизма в детях 1812 года………………………………………………3

1.3.Тема детства в романе Льва Толстого «Война и мир»…………………………………….4

ГЛАВА 2. ТЕМА ДЕТЕЙ НА ВОЙНЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА 20 ВЕКА …5

ГЛАВА 3. ДЕТИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ………………………………………………………………………7
ГЛАВА 4. ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В МОЕМ СЕЛЕ……………………………………………8
4.1. Нить времен………………………………………………………………………………….8

4.2.Воспоминания Щениной Александры Илларионовны……………………………………9

4.3. Воспоминания Варламовой Зои Зиновьевны……………………………………………10

4.4. Детский дом в селе Перевозное…………………………………………………………...10
ГЛАВА 5. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ………………………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………11
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………….12
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………13





ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА НА ТЕМУ ДЕТСТВА

1.1. В 17 и 18 веках появляется образ ребенка в литературе, растет интерес к ребенку во всех сферах культуры, более четко различается мир детского и взрослого. Читая произведения о детях , детскую автобиографическую литературу, мы находим разные темы: дружба и предательство, ложь и искренность, милосердие и жестокость, первые чувства и первые потери, отношения с мамой и учителями…Но темы воюющего ребенка до 20 века нет!

1.2. Воспитание патриотизма в детях. Отечественная война 1812 года.

Вторжение Наполеона в Россию поставило перед русским обществом огромные проблемы. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий. Война должна была стать народной. Идея народной войны тесно связана с именем русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при его штабе в первые месяцы войны, призвана была популяризировать идею народного характера войны.

И. И. Теребенев является создателем азбуки для детей. Он создал около сорока злободневных, действенных, интересных картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года. Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков.

Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности. О старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»). О старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»). Особенно трогателен эпизод, запечатленный на листе с буквой «О». Он напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности. Возле палатки у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь». (Приложение 2).
1.3.Тема детства в романе Льва Толстого «Война и мир».

Когда же появляется в русской литературе тема детей на войне? Мы много читали и говорили об Отечественной войне 1812 года на уроках истории, литературы. Как оказалось, в армии ополчения действительно были подростки и дети из семей дворян и крестьян. Но это было исключение! Мы не задумывались над этим вопросом, пока не прочитали отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» «Петя Ростов».

Для Пети война – это героика, это способ доказать свою взрослость, нужность (как он искренне старается быть полезным солдатам партизанского отряда, трогательно и по детски предлагает изюм, ножик). Он рвется участвовать в военных действиях, не отдавая себе отчета об опасности (он просто не может представить , что есть смерть), накануне боя он не спит, но не тревожные мысли не дают ему уснуть –он слышит музыку этого мира. Он гармоничен с этим миром! Тем более ужасна его смерть! (Приложение 3).

Эпизод, где Петя проявляет заботу о маленьком пленном французском барабанщике Винсенте, очень важен. Только любовь, только мир и согласие может противостоять войне. Барабанщика взяли в плен русские партизаны, он был очень замерший, голодный нам становится очень жалко его: «Чем ребенок виноват, почему он должен страдать на этой войне?». У нас сразу возникает мысль о том, что он не мог сам пойти на эту войну, ничего героического в его образе нет! Петя Ростов пожалел его, разговаривал с ним, дал какую-то тёплую одежду.

Позиция Пети усиливается позицией простых солдат: они, как и Петя, даже быстрее его, позаботились о мальчике, для них тот - ребенок, солдаты даже имя придумали ему такое жизнеутверждающее – Весенний.

Всех своих положительных героев автор показывает в их взаимосвязи с народом, и поступок Пети - подтверждение тому, что у этого ребенка чисто народные духовные основы. Не только доброту русского народа показывает здесь Толстой: для него важно подчеркнуть, что русские воины при всей безжалостности к врагу не растеряли чувства доброты и справедливости, в ситуации вне боя они не станут сводить счеты с пленными, тем более детьми .

Дети и война несовместимы! «Тема детства — это и тема нравственной чистоты. Дети — мерило добра и справедливости» (8).

ГЛАВА 2. ТЕМА ДЕТЕЙ НА ВОЙНЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА 20 ВЕКА

2.1.Тема воюющих детей возникала и развивалась на всем протяжении 20 века, который для России был периодом мощных государственных потрясений. Различные общественные силы доказывали друг другу – в том числе и военным путем – идеологическое превосходство своих позиций, вольно или невольно привлекая в качестве доказательств своей правоты не только взрослых, но и детей.

«В это время детство уже осознавалось как значимый период развития человека, требующий заботы и защиты со стороны взрослых… Это не мешало использовать образы детей каждый раз, когда возникала потребность в оправдании военных действий »(10).

Детям отводилась роль помощников старших: им предлагалось ухаживать за ранеными, посылать на фронт посылки и письма, участвовать в шествиях и концертах в поддержку армии. «Образы детей широко использовались в пропаганде, причем традиционный образ ребенка - жертвы соседствовал с образами «маленькой сестры милосердия» и «маленького воина», которые должны были вызывать не столько жалость, сколько умиление, близкое восприятию некрасовского «мужичка с ноготок» - маленького человека, со всей серьезностью выполняющего взрослое дело. (11). Он символически обозначал жестокость врага, оправданность войны со стороны «своих», правильность системы воспитания патриотических чувств, но «в обществе не возникало сомнения в ненормальности подобного опыта «11». (Приложение 4).
2.2. «Преждевременными воинами» назвали детей принимавших участие в Гражданской войне (12). Сохраняется традиционное отношение к войне как непосильному для ребенка событию, способному разрушить его жизнь. Как жертв войны воспринимали беспризорников, несовершеннолетних преступников. Сохраняется традиция авантюрной повести о приключениях детей на войне («Красные дьяволята» П. Бляхина). В то же время участие в боевых действиях все чаще представляли как обязательную практику, необходимую молодому человеку, чтобы доказать свое право считаться полноценным гражданином нового мира. В 1920-1930-е годы, возможно, это было влияние идеалов первой мировой войны. Но «коммунистическое будущее требовало от общества сплочения, которое достигалось обнаружением общего врага и борьбой с ним» (12).

Ребенок изображался как маленький взрослый. Ребенок подобен взрослому во всем.
2.3.Общество нацеливало ребенка на постоянную борьбу, подготовку себя к героическим свершениям и подвигам. Подрастающее поколение 1930-х годов жило в мире, но постоянно всех готовили к приближающейся войне (из истории мы знаем о создании скаутских военизированных отрядов, пионерских отрядов, школ ДОСАФ). Любимым героем этого времени был Чапаев (первый советский фильм «Чапаев»).
2.4. Кулаки, шпионы, дезертиры, империалисты, белые, басмачи, вредители – и это еще не полный список активных врагов нового строя. В современности 1930-х существуют лишь островки будущего светлого мира, за который нужно бороться. Поэтому армия в этом мире становится важнейшим институтом общества.

Дети в популярных подростковых произведениях тех лет постоянно думают об армии. Все пели и любили песню о безымянном Орленке и «Сказку о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и его твердом слове» (А. Гайдар). Попытки «буржуинов» завоевать «наших» и «забрать их в свое проклятое буржуинство» не получатся, потому что от мала до велика «наши» готовы отстаивать свою землю, а их предводители, какими бы юными они ни были, знают Военную Тайну, которую ни при каких обстоятельствах не выдадут. Сохранение тайны (какой?) - это глубокая вера в идею государства». (Приложение 5).

2.5.Героем в СССР, в соответствии с массовой детской литературой, мог стать и мечтал стать любой. Пожар, ледоход, размытый дождями железнодорожный путь, упавший в воду щенок – все давало возможность для совершения героического поступка. Борьба с собственной трусостью, излишней доверчивостью, глупостью тоже могла приобретать героический характер. Все это тренировало качества будущего воина: находчивость, самоотверженность, самодисциплину.

В обычной мирной жизни можно было совершить собственно военный подвиг: разоблачить или даже задержать врага, помочь пограничникам, милиционерам или другим государственным людям. Многочисленные тексты про поимку шпионов, диверсантов, вредителей задавали образцы поведения.

Дети, готовящиеся к войне, как бы заранее обречены на участие в ней и победу неимоверной ценой. Прославление героики революции и Гражданской войны приводило к тому, что даже малые дети через игры и занятия хотели быть похожими на легендарных революционеров.

ГЛАВА 3. ДЕТИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
3.1.Детская литература предвоенных лет оказалась инструкцией по формированию «маленьких воинов». Немногим детям было дано сравняться с героями, но все они должны были быть готовы сделать это. В «законах юных пионеров», которые знали наизусть все советские дети, входившие в эту организацию, было записано: «Пионер равняется на героев борьбы и труда». Формируемое у советских подростков в 1930-е гг. милитаризованное мышление сыграло значительную роль в будущей Отечественной войне.
3.2. Фашисты объявили нам тотальную войну, а получил и от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад. Ю.И. Дворкин, поэт, ветеран труда, ребёнок военных лет назвал военное поколение детей «жертвами войны». Это очень правильное определение. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ дети жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара.

А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стала - защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка. На фронте они наравне со взрослыми делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не считались, убивали всех без разбору. И детей, которым жить и жить – тоже. Оккупация, репатриация, эвакуация, голод – на долю военных детей выпали недетские испытания. «Юные труженики тыла», «юные партизаны», «сын полка», готовые мстить за убийство родных, захваченную фашистами землю, – последние герои эпохи тотальной мобилизации.

ГЛАВА 4. ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В МОЕМ СЕЛЕ

Да, дети нашего села не воевали, не были под бомбежками, но как трудно и голодно им пришлось. Какое великое, не детское мужество они проявили, они заменяли взрослых отцов и братьев, вместе с матерями кормили Родину!

4.1. Нить времен.

Моя прабабушка умерла в 2009 году, ей было 89 лет. На ее жизнь и жизнь ее маленьких детей пришлась Великая Отечественная война. Она потеряла мужа, вышла после войны замуж за израненного участника войны, работала и растила детей.

Трудолюбивая до самоотверженности. О прожитой жизни рассказывает так, как будто вновь возвращается в детство, молодость. Годы войны вспоминает со слезами. Мы все любим свою бабушку Зою. Она очень добрая. Вылечила много людей от грыжи, лечила вывихи, растяжения. Бабушка очень много шила, её добрые советы помогают нам и сейчас.

«В семье нас было четверо»,- начала свой рассказ бабушка. Старшими в семье были Михаил и Клавдия. Когда Тятя (папа) вернулся с Гражданской войны, родилась я и сестра Анна. Семью считали единоличниками. Была своя пашня, лошадь, корова, овцы. Мельница ручная была. Соседи приходили молоть. Жители нашей деревни отмечали и считали своим - Престольный праздник Екатерина, Крещение. На столе всегда были рыбные пироги, так как жили на самом берегу Камы.

Через три года после Гражданской войны Тятя заболел тифом. В то время больше мужчины болели. Умирало по три, четыре человека в семье. Хоронили в общей могиле. Тятя умер, когда уже болезнь отступала.

Михаилу было на то время 11 лет, Клавдии - 7 лет. Мне - 2,5 года, а Анне- 4 месяца. Михаил сам пахал, мама сеяла. Жили все вместе одной семьёй 9 человек. Бедно некогда не жили. Когда я была маленькая, ездили на конях в Ижевск с огурцами. Купила мне мама ботинки за 3 рубля. Надену, выйду на улицу, девчонки перестают играть. Говорят, что « ты богатая».

В 36 году вышла замуж, а в 41 году забрали Степана на фронт. Я работала в колхозе на конях. Через год, на 6 месяцев, Степан пришёл с пробитой рукой, увезли за Ижевск в госпиталь. Я за это время 13 раз ездила к нему. В 42 году дочь Ольгу родила. Потом он снова на фронт ушел, часто письма писал. В 44 году погиб под Москвой, на озере Волхово.

Ткать начала в 12 лет. Дедушка сделал ткацкий станок (красна). С этим станком я и в Перевозное переехала. Нитки получали из льна. Лен мяли, чесали, пряли. Половики ткала, рукотёры ( полотенца) , на юбки, рубахи, брюки( из льна). С 14 лет сама шила. На детей все сама шила. Игрушки на праздник из шпулек делали. Кукол - из лучины. На ёлку фантики целый год копили, потом в них заворачивали нарезанную сырую картошку.

Самая вкусная еда была в детстве - парёнки (из калеги (брюква),свёклы, моркови). Каши варили из всех овощей. Варили кулагу (ржаная мука с солодом).
4.2. Воспоминания Щениной Александры Илларионовны

(Щенина А. И., 1928 г.р., учитель начальных классов в Перевозинской школе)

Когда началась Великая Отечественная война, я окончила 5 классов. Сколько было слёз и горя в эти военные годы. Все мужчины ушли на фронт. Остались на селе женщины, дети и старики.

И пошли мы — двенадцатилетние дети работать в колхоз. Начиная с мая и по октябрь, с утра и до позднего вечера мы были заняты. За все пять месяцев не было ни одного выходного дня. Весной - посадка овощей, боронование яровых посевов. Летом, в конце июня, начиналась сенокосная пора. Сена необходимо было заготовить на всю зиму. На сенокосе гребли и подкашивали, возили копны. Зерновые убирали вручную: жали серпами, вязали снопы за жнейками. Бывало, что все руки и ноги были исколоты жнивьём, из ранок сочилась кровь.

Урожаи зерна и овощей были хорошими, но всё отправляли на фронт. Мы очень голодали. Целый день работали голодными. Приходилось есть траву. Так хотелось досыта поесть хлебушка ржаного. Мы не думали о сладостях, а только о картошке и хлебе.

Зимой тоже хватало работы. Для бойцов Красной Армии шили кисеты для табака, вязали варежки и носки. Это всё упаковывали в посылки и отправляли на фронт. По утрам мы ходили на стойла, где собирались колхозники перед началом работы. Из газет читали сводки «Совинформбюро», писали «Боевые листки». Часто женщины просили нас писать письма своим мужьям и сыновьям на фронт. А учились все хорошо, стыдно было перед отцами и братьями, которые защищали нас. Мы понимали, как им трудно на фронте.

Победу очень ждали. Все понимали, что надо очень стараться - учиться и работать, чтобы помогать старшим.
4.3. Воспоминания Варламовой Зои Зиновьевны.

Отца 5 августа 1942 года призвали на фронт. В ноябре 1944 года пришло извещение, что отец пропал без вести.

Старшего брата Анатолия мобилизовали на строительство Воткинской ГЭС.

Мне было 7 лет. Я работала няней в колхозных яслях деревни Лапино, сидела с маленькими детьми. В 1943 году мне исполнилось 9 лет, и я уже считалась взрослым человеком.
4.4. Детский дом в с. Перевозное.

В 1943 году Перевозинская школа приняла эвакуированных детей-сирот. Организацией детского дома занимались учителя и ученики школы. Собирать приходилось абсолютно всё: одежду, посуду, постельные принадлежности.

Обеспечить деятельность детского дома в условиях военного периода было неимоверно сложно. Детям, которые жили в семьях, жилось очень тяжело. А детям-сиротам — невероятно тяжело. Детский дом принял детей в приспособленном помещении, освещались комнаты керосиновыми лампами, которые коптили. Кормили детей овощами, выращенными на пришкольном участке. Но этих овощей должно было хватить на всех детей школы на всю зиму. Поэтому в исполкоме решили, чтобы обеспечить детей продуктами, детдому выделили земли от колхоза «Красная Луна» деревни Фотены. На этих землях дети и воспитатели сами должны были выращивать зерно и овощи. Мы изучали архивные документы из которых видно, что дети сами готовили семена на посадку, садили и убирали урожай. Воспитатели детского дома и учителя школы заслушивались на собраниях исполкома, они отчитывались: сколько посеяли, какой урожай получили, хватит ли прокормить детей.
4.5.Мы в школе и классе часто встречаемся с ветеранами - участникам трудового фронта, из их рассказов мы узнаем о том годах войны на селе. Было трудно и голодно, нечего надеть, много тяжелой работы, но дети знали, для чего они это делают. Они сознательно помогали взрослым кормить фронт, помогали воевать своим отцами старшим братьям. В нашем селе нет ни одной семьи, чьи дедушки и прадедушки не воевали на фронте, а их дети и жены совершали свой подвиг в селе.
ГЛАВА 5. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
40-50 годы события Великой Отечественной войны и послевоенное восстановление страны определили весь строй жизни и всю культуру этого времени. Многие поэты создавали в своих стихах образы детей, лишенных войной детства, страдающих, погибающих от голода и обстрелов. Эти детские образы «становились символами самой жизни, уничтожаемой войной (например, А.Ахматова «Памяти Вали», 1942)» (14). В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образ ребенка-мстителя (З. Александрова «Партизан», 1944). Подросток – труженик тыла появился в годы войны, прежде всего в поэзии (С. Михалков, А. Барто). В прозе такой образ впервые был создан Л. Пантелеевым. Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, также находит отражение в творчестве многих писателей. (14).

Война, выигранная ценой страшных потерь, вызвала у взрослых усиление чувства ответственности за детские мучения. В этой литературе ребенок не призывается воевать он жертва, солдаты стараются заботиться о нем (В. Катаев «Сын полка»), гибель ребенка-героя переживается всеми (В. Богомолов «Иван»). После войны суровые солдаты хотят защищать , усыновлять и беречь детей (М. Шолохов «Судьба человека»). «В официальной «пионерской» литературе тема героизма также будет решаться преимущественно через жертвенные мотивы. Культ погибших детей-воинов, ритуалы, связанные с почитанием памяти детей – жертв войны; мемориалы, посвященные погибшим пионерам-героям, – все это должно было не столько воспитывать будущих воинов, сколько формировать чувство благодарности павшим» (14).
6. ТЕМА «ВОЮЮЩИХ ДЕТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Почему на экране так много ненависти. Почему наши мальчишки больше всего увлечены компьютерными «стрелялками»?

Нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений… Конец XX века вообще знаменателен тем, что детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети все чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений.

«Во всем плохом, что происходит с детьми, виноваты взрослые. Отказываясь от законов гуманизма, не защищая детей от войны, от насилия человечество ставит под угрозу саму жизнь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы пришли к следующим выводам:

-в период Отечественной войны 1812 года актуальна тема патриотического воспитания детей; для героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пети Ростова война – это героика, это способ доказать свою взрослость, быть полезным в обществе;

-первая мировая война: образы детей использовались в пропаганде: жертва, «маленькая сестра милосердия» и «маленький воин»- обозначали жестокость врага, оправданность войны, но «в обществе не возникало сомнения в ненормальности подобного опыта;

-1920-1930-е годы: детская литература - инструкция по формированию «маленьких воинов», дети должны были быть готовы к подвигу;

- ВОВ: культ погибших детей-воинов, мемориалы, посвященные погибшим пионерам-героям, – формировать чувство благодарности павшим;

-ВОВ – это часть истории каждой семьи, каждого дома, она вошла в жизнь не только взрослого населения, но и детей;

- ВОВ шла не только на фронтах, но и в тылу; дети нашего села не воевали, не были под бомбежками, но как трудно и голодно им пришлось. Какое великое, не детское мужество они проявили, они заменяли взрослых отцов и братьев, вместе с матерями кормили Родину;

-мы в школе и классе часто встречаемся с ветеранами - участникам трудового фронта, из их рассказов мы узнаем о годах войны на селе: было трудно и голодно, нечего надеть, много тяжелой работы, но дети знали, для чего они это делают, они сознательно помогали взрослым кормить фронт, помогали воевать своим отцами старшим братьям;

-в нашем селе нет ни одной семьи, чьи дедушки и прадедушки не воевали на фронте, а их дети и жены совершали свой подвиг;
-конец XX века: детство практически лишается статуса неприкосновенности, дети все чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений;

-Т.О. до 20 века тема «воюющего ребенка» была, скорее исключением, чем нормой.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Реферат. Тема детства в произведениях русских писателей 19 века. М.Надеждина


2.Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

3.Бегак Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. - М.: Дет. лит., 1983.

4.Богданов В. А. Становление человека // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Дет. лит., 1986.

5.Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

6. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. – М.: Просвещение. – 153 с. // [Электронный ресурс] URL: http://sputnik.mastetelecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm

7.Минералова И.Г. Историография души в детской литературе. Художественная автобиография о детстве // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

8.Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. М 3.© coolreferat.com | Сочинение Тема детства в романе Льва Толстого «Война и мир».

9. Шведер Е. За родину. М.: Изд-во Сытина, 1915; Славные подвиги мальчика-героя в войне России с Германией и Австрией. Киев, 1914; Нива. 1914. № 50.

10. М.А. Литовская. Воюющие дети в русской литературе 20 века.

11. Материалы школьного музея.

Материалы семейного архива.

12. Методическая разработка по литературе : Дипломная работа по теме: Автобиографическая проза на уроках литературы в 6 классе Камьянова Е..



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconИсследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе»...
Женщина — это жертвенность, любовь, нежность, забота. Когда она идет на войну — погибать, жертвуя своей жизнью, спасая других, —...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВеликая Отечественная Война глазами детей в великой войне победу...
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г г

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconУрок память. Тема урока: Дети и Великая Отечественная война
Работа над произведениями: Е. Кошевая «Повесть о сыне», Л. Кассиль и М. Поляновский «Улица младшего сына», С. Смирнов «Гаврош Брестской...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВ. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВеликая Отечественная война 1941-1945 гг в изданиях для детей и подростков
Великая Отечественная война. Война, ставшая всенародной. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага....

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconМетодическая разработка Пушкиной Е. Б., учителя истории и обществознания...
«Изучение темы «Великая Отечественная война» в 11 классе с использованием модульно-рейтинговой системы. Методическая разработка»

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconПрезентация «Коренной перелом в вов» Форма Презентация Учебный предмет,...
Цель дидактического материала: развитие у учащихся познавательного интереса к истории, в частности по теме Великая Отечественная...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВеликая Отечественная война в ресурсах Интернет
Указы и распоряжения Президента РФ в ознаменование Дней Победы в Великой Отечественной войне, Дней воинской славы; увековечивания...

Исследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconТема: Великая Отечественная война в литературе. 1 курс (слайд 1)
Цель: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную