Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке»






Скачать 269.83 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке»
страница1/3
Дата публикации02.06.2017
Размер269.83 Kb.
ТипИсследовательская работа
l.120-bal.ru > Военное дело > Исследовательская работа
  1   2   3
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования

Администрации МО «Воткинский район»

Муниципальное образовательное учреждение

«Перевозинская средняя общеобразовательная школа»


Исследовательская работа

«Женщина на войне в истории и литературе »

(секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке».)
Выполнили: Русинова Мария, Гусева Марьяна, Кочурв Николай
Руководитель: Русинова

Валентина Петровна,

учитель литературы,

МБОУ Перевозинской СОШ

С.Перевозное

2015 год


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНЫ - БОГАТЫРШИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ……………………………....4
ГЛАВА 2. . ЖЕНЩИНЫ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА……………………………….…….5

2.1. Сестры милосердия………………………………………………………………….................5

2.2.Александра Львовна Толстая-любимая дочь великого писателя……………………………6

2.3. Деятельность женщин императорской семьи………………………………………………...7

2.4. Участие женщин в боевых действиях………………………………………………………..8

2.5. Мария Бочкарева. Батальон Смерти……………………………………………………..........9
ГЛАВА 3. ЖЕНЩИНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ…………………10

3.1. Женщины на передовой…………………………………………………………………........10

3.2. «Ночные ведьмы»……………………………………………………………………………..10

3.3. Воткинск и Воткинский район……………………………………………………………….11
ГЛАВА 4. ЖЕНЩИНА И ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………….12

4.1.Послевоенные годы……………………………………………………………………….......12

4.2. Борис Васильев «А зори здесь тихие»………………………………………………………12

4.3. Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо»………………………………………...13

4.4. «Мы шли умирать за жизнь…»……………………………………………………………..15
ГЛАВА 5. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………17
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………….18
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………19




ВВЕДЕНИЕ
Женщина — это жертвенность, любовь, нежность, забота. Когда она идет на войну — погибать, жертвуя своей жизнью, спасая других, — образ женственности становится еще более полным.

Игорь Угольников «Батальон»
В данной работе исследуется тема «Женщина и война в истории и литературе».

Актуальность выбранной темы. Проблема участия женщин в защите Родины существует на протяжении всей истории Российского государства. Не утратила она своей актуальности и в настоящее время. Сегодня мы знаем мало о деятельности женщин на фронте, считается, что война - дело мужчин, и тема женщины на войне затрагивается не часто.

Замысел данной работы «У войны не женское лицо». Между тем на фотографиях и лентах кинохроники, в старых фильмах о войне запечатлены яркие женские образы в военной форме. Они разделили с мужчинами все тяготы и смертельный риск фронтовой жизни. Особенно нас потрясла история «Батальона смерти»- участие женщин еще в Первой Мировой войне.

Исследование проводилось на изучении автобиографических, литературных произведений, критической литературы по данной теме, публицистики, архивов.

Цель данной работы: проследить развитие темы « Женщина и война в истории и литературе».

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

-изучить научно-популярную, автобиографическую, художественную литературу по теме;

-проследить развитие темы в истории, русской литературе, киноискусстве;

-выяснить, когда в литературе появился образ женщины на войне;

-доказать, что женщина всегда вставала на защиту семьи и Отечества, если не было рядом защитников-мужчин;

-образ воюющей женщины противоречит ее природе, это исключительный подвиг;

- создать компьютерную презентацию на основе данной работы.

Гипотеза: образ женщины многогранен: она и воительница, и заступница, и хранительница; красота, сила, храбрость, умение сплотить людей, гордость – вот основные качества женщин.

Методы данной работы: изучение первоисточников, сбор информации, опрос, анализ, сравнение, систематизация.

Объектом исследования являются – истории Первой мировой и Великой Отечественной войн, литературные произведения, кинофильмы.
В разные исторические периоды роль женщин, их деятельность оказывали неодинаковое влияние на развитие общества. В годы военных столкновений, когда подавляющая часть мужского населения была занята участием в боевых действиях, особое значение приобретала деятельность женщин, их вклад в решение тех или иных вопросов.

1.В течение длительного времени, вплоть до XX в., участие женщин в боевых действиях носило эпизодический характер. Только в годы Великой Отечественной войны, получив массовое распространение, оно стало социальным явлением.

2.В ряду специальных исследований проблемы «женщина и война» выделяются работы Ю.Н. Ивановой, она выявила малоизвестные страницы привлечения женщин в вооруженные силы России в качестве военного персонала и сестер милосердия в XIX–XX.

3.Великая Отечественная война занимает одно из ключевых мест в истории России.

В 60-е годы XX в. выходит первая комплексная монография по истории советской женщины военной поры В.С. Мурманцевой. Автор, обобщив данные различных регионов СССР, показывает «женский» вклад в развитие народного хозяйства. Разработка темы участия женщин в защите Родины в годы Великой Отечественной войны была продолжена В.Я. Галаган. Были введены новые данные о масштабах мобилизации женщин в военно-медицинские части и подразделения, в железнодорожные и автомобильные войска, женщины служили во всех видах Вооруженных Сил.

4.В 1980-е гг. внимание ученых привлекали женские авиационные подразделения Красной Армии – 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков, 586-й женский истребительный полк и другие.

5.В 1990-е гг. исследователи занимались изучением данной проблемы несколько в ином русле. Их интересовали, прежде всего, психологические и социальные аспекты данной тематики. Ведь никто не отменял бытовавшее понятие военно-полевой жены. Как чувствовали себя женщины на войне, каково было отношение к ним сослуживцев, именно эти вопросы стремились раскрыть. Таким образом, гендерные аспекты истории войн стали все чаще привлекать внимание исследователей. Особое место в становлении женской истории как самостоятельного направления в историографии занимают труды H.JI. Пушкаревой.

6.Любое участие женщин в боевых действиях во время вооруженных конфликтов еще каких-то 100 лет назад во всех странах мира воспринималось как явление чрезвычайное и даже крайне экстравагантное. Вид женщины в военной форме не умилял, а ужасал общественное мнение.

ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНЫ - БОГАТЫРШИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Способна ли женщина встать на защиту своей семьи, своей страны? Несомненно, да.

В сказках нам встречались такие героини: Марья Моревна, Усоньша Богатырша, Синеглазка, Царь-девица, Царевна-Лебедь, царицы медного, серебряного и золотого царства и даже Баба-Яга. Каждая из них была правительницей и стояла на защите своих владений. Они никогда не начинали войну первыми, они только охраняли свои владения и, если была необходимость, поднимали свое великое войско и во главе выступали против врагов. Образ женщины-богатырки более схематичен, нет описания ее богатырской силы, сцены поединков. Авторы только сообщают нам о результатах боев. Вероятно, культ силы, детальное описание жестоких битв, разговор о ранах и оружии показались неуместными при описании женщины.

Богатырь очень часто сражается в одиночку. Он один может победить целое войско. Часто их победы носят завоевательный характер. Женщины - богатырши обладают не только силой и смелостью, но и умеют организовать, сплотить людей.

В чем же причина проявления богатырских качеств (силы, храбрости) в женщинах по сказкам и былинам, которые мы читали? Женщины обычно полагаются на мужчин, но если угрожает опасность, а богатырей рядом нет, они сделают все для защиты своего царства, края, дома. Для женщины безопасность, уют и благополучие ее семьи, земли прежде всего. Может, молва народная и приукрасила силушку, ловкость и независимый характер русских богатырш, но не зря преклоняются перед ними мужчины-рассказчики.

«Называли богатырш по-разному: то поленицы, то паленицы, то поляницы. Существовали в древности богатырши — поляницы, женщины-воительницы, о которых не меньше сложено легенд, чем о самих богатырях. Поляницы и на конях скакали, и в рукопашном бою сражались, и топоры метали, несли ратную службу» (9).

Международные параллели русским поляницам – греческие амазонки, обитавшие в Малой Азии, в предгорьях Кавказа и Меотиды (Азовского моря). Легенды об амазонках широко известны во всех частях света.

Нам кажется, что в фольклоре заложен особый смысл «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки и подвиги, а также вселяющего веру в победу добра над злом.

ГЛАВА 2. ЖЕНЩИНЫ И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Первая мировая война для многих — «преданье старины глубокой». Но время все расставляет на свои места, становится ясно, что это была великая война для России — переломный момент нашей истории, определивший как нашу судьбу, так и судьбы всего мира на десятилетия вперед.
2.1. Сестры милосердия.

Первая мировая война – первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками. Причинами этого кровопролитного конфликта стали обострение глобального противостояния великих держав, прежде всего, Англии и Германии, начавшаяся борьба за передел мира (1).

Желание постоять за честь родины было едва ли не всеобщим. Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия. Действующей армии требовались не только вооружение и боеприпасы, но и огромное количество обмундирования, сапог, портянок, нижнего белья. Решению этой проблемы немало способствовали усилия добровольцев. Артистка театра Незлобина госпожа Васильева уговорила своих коллег по несколько часов в день работать в швальне, артисты занимались шитьем белья для солдат.

Стала ощущаться нехватка перевязочного материала. Женщины всех сословий, от простых горожанок до аристократок, занялись изготовлением бинтов. Одна лишь мастерская у Ильинских ворот производила в день до 10 тыс. перевязочных пакетов – столько же, сколько производила хорошо оснащенная германская фабрика (1).

О деятельности сестер милосердия в Первую мировую войну известно довольно мало, так как большинство событий описывается спустя какое-то время. Известно, что к 1915 г. в России существовало 115 общин Красного Креста. Самой крупной, насчитывавшей 1603 человека, являлась община святого Георгия. Всего в Москве к началу войны действовало семь общин.

В 1916 г. по официальным спискам на фронт было отправлено 17436 сестер, которые обслуживали 71 госпиталь, рассчитанный на 44600 человек, этапные и подвижные лазареты, 11 санитарных поездов, передовые отряды, санитарные транспорты, питательные и перевязочные пункты, дезинфекционные камеры, рентгеновские и летучие хирургические отряды, два плавучих госпиталя на Черном море, три бактериологические лаборатории, шесть полевых складов.
2.2.Александра Львовна Толстая - любимая дочь великого писателя.

Дочь Льва Николаевича Толстого (11). Ее судьба в какой-то мере типична для многих женщин из интеллигентских семей начала века. Александра не состояла в общине и в медицинском институте не училась. Получив хорошее домашнее образование, она стала секретарем отца. К 1914 г., достигнув своего тридцатилетия, она и не помышляла о профессии сестры милосердия, хотя увлекалась медициной. При ее содействии в Ясной Поляне была устроена амбулатория для крестьян.

После объявления Германией войны России, страну захлестнула волна так называемого «агрессивного патриотизма». Многие устремились на фронт, в том числе и женщины, мечтавшие попасть на передовую и вступавшие в ряды сестер. «Мне хотелось забыться, хотелось подвигов, геройских поступков…» (11).

В начале Первой мировой войны 30-летняя Александра Львовна ушла на фронт сестрой милосердия. Софья Андреевна возмущалась: «Как, ты идешь на войну? Против воли отца? Как ты могла позволить себе такое?». Но она ответила матери: «Я не хочу сидеть сложа руки. Беда общая» (11). Перед отъездом Александра пошла попрощаться с отцом. На опушке леса собрала букетик полевых цветов и положила на его могилу.

Толстая служила на Кавказском и Северо-Западном фронтах, сначала медсестрой, затем начальником военно-медицинского отряда. Ей пришлось тяжело. Развороченные тела солдат, черви, гнойники…

Своей старшей сестре Татьяне она пишет: «Сначала я боялась операций, даже раз плохо было, а теперь привыкла — я прикомандирована к перевязочной и операционной».

После Белоруссии был турецкий фронт, где самым страшным стали не пули врагов, а вши и сыпной тиф. Толстая писала, что может пережить всё: тяжёлую работу, грязь, голод, газовую атаку, бомбёжки …

«Отец меня научил любить простой народ, понимать его психологию. И вот эту любовь они почувствовали. Только этим я спасалась» (11).

«Я никогда не поверю, что люди не боятся обстрелов, бомб, ружейных атак. Все боятся. Весь вопрос в выдержке, в умении владеть собой и не показывать свой страх»(4). Александра чудом избежала смерти. «Под Сморгонью немцы стали применять отравляющие газы: сестрам и врачам приходилось работать в противогазах. Отряд работает день и ночь. Госпиталь переполнен. Отравленные лежат на полу, на дворе... 1200 человек похоронили в братской могиле. Я ничего не испытала более страшного, бесчеловечного... Он проникает всюду, убивает не только все живое, но и каждую травинку. Зачем? И пока люди не поймут греха убийства одним другого – войны будут продолжаться» (17).

Графиня организовывала столовые, госпитали, полевые кухни, школы для детей. 21 ноября 1915 года Главный комитет Всероссийского Земского Союза избрал Александру своим уполномоченным. Она работала почти без отдыха. За свой самоотверженный труд Толстая была награждена двумя Георгиевскими крестами.

После февральских событий 1917 г. на фронте резко упала дисциплина. Врачей не слушались, солдаты им хамили, обсуждали приказы начальства и часто им не подчинялись. В отряде Толстой был создан свой солдатский комитет, с почетом проводивший в тыл свою руководительницу, решившую покинуть фронт. «...Позднее я узнала, что после моего отъезда тот же самый комитет постановил меня арестовать как буржуйку и контрреволюционерку, но я уже была в Москве» (17).
2.3. Деятельность женщин императорской семьи.

Традиции благотворительной деятельности и милосердия в императорском доме Романовых сложились задолго до начала Первой мировой войны. Они дополняли социальную политику государей и укрепляли престиж правящей династии. Особую роль в этом деле играли женщины - жены, сестры, дочери императоров.

Официальное учреждение в России института сестёр милосердия приходится на время Крымской войны. «На счастье русского воина и вообще русского больного нашлась тогда умная, энергичная и добродетельная женщина, которая положила начало возникновению Российского общества Красного Креста», – писал протоиерей Сергий Махаев(5). Этой женщиной была Великая княгиня Елена Павловна. Она дала женщинам медицинскую подготовку, нашла материальные средства и испросила, с большими препятствиями, высочайшее разрешение на отправку сестёр на театр войны.

Пример истинного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми – Ольгой и Татьяной – ухаживала за ранеными. Была хирургической сестрой, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя (13). «Во время тяжелых операций раненые умоляли государыню быть около. Императрицу боготворили, ожидали ее прихода, стараясь дотронуться до ее сестринского платья. Умирающие просили ее посидеть возле кровати, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами» (13). Кое-кто в высших аристократических кругах считал, что работа по уходу за ранеными унижает достоинство августейшей семьи, на что государыня отвечала: «Мои девочки должны знать жизнь, и мы через всё это идем вместе». Императрица Александра Фёдоровна и четыре великие княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.
2.4. Участие женщин в боевых действиях.

На фронт, кроме женщин-медиков, отправились и те, кто хотел лежать за пулеметами и ходить в конные атаки. В кавалерию часто просились казачки, привычные к верховой езде. Известная спортсменка Кудашева явилась на передовую на собственной лошади и была зачислена в конную разведку. Туда же приняли кубанскую казачку Елену Чобу, которая была лихой всадницей и прекрасно владела холодным оружием.

«Дочь уральского войскового старшины Наталья Комарова, отлично освоившая верховую езду, с первых же дней войны буквально бредила битвами. Ее отец и брат Петр воевали, а ей оставалось читать в газетах боевые сводки. На деньги, отложенные отцом для приданого, Наталья купила коня и амуницию. Она разыскала полк, в котором служил ее брат, и была зачислена в армию» (1).

«В начале века в Санкт-Петербурге в семье генерала, героя войны на Балканах Виссариона Зверева, была дочь Лидия, ее отдают в институт благородных девиц. Но Лида мечтает о карьере авиатрисы. 23 августа 1911 г. Лидии был вручен диплом пилота-авиатора, ей шел всего 21-й год. Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой авиатрисой – россиянкой» (16).

В том же 1911 г. авиатрисами стали еще три русские женщины – Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.

Неудачи на фронте вызвали новый подъем патриотических чувств, охвативший и женщин, и совсем юных девушек. На фронт рвались из городов, станиц и сел необъятной России. Количество женщин, желавших сражаться с врагом, исчислялось сотнями. На Курском вокзале в Москве задержали в форме гимназиста ученицу гимназии, на Рязанском вокзале – девушку в форме моряка, на станции Минеральные Воды – послушницу женского монастыря.

Поначалу женщин на фронте пытались определить в нестроевые части или же держать при штабах, но доброволицы настойчиво требовали отправить их в окопы.

К началу 1917 г. развал армии и рост революционного брожения вынудил командование перейти к организации особых, надежных в политическом отношении, частей и подразделений.

В тылу обретала всё больший размах патриотическая компания, участницы которой призывали женщин записываться в маршевые роты, осваивать военные специальности. Женщины становились пулеметчицами, бомбометальщицами и разведчицами. Печать публиковала письма женщин с просьбой включить их в эти батальоны. Невеста одного белобилетника послала жениху записку: «Пока ты будешь пользоваться отсрочкой от призыва, я успею за тебя повоевать с врагами Родины» (1).
2.5. Мария Бочкарева. Батальон Смерти.

Активную роль в организации женских воинских частей сыграла военная разведчица, уфимская крестьянка, младший унтер-офицер и георгиевский кавалер М.Л. Бочкарева. Военное ведомство, убежденное, «что успех войны зависит исключительно от восстановления моральной боеспособности армии», охотно поддержало формирование женских «батальонов смерти», но командующие армиями отнеслись к этой затее крайне отрицательно, ибо хорошо знали отношение солдат к войне и не были уверены, что женские батальоны и команды смогут изменить ситуацию в лучшую сторону.

По свидетельству офицеров 525-го пехотного полка 132-й дивизии, занимавшей позиции в районе Крево, приданный им женский батальон Бочкаревой в течение двух дней 9 – 10 июля 1917 г. отбил 14 атак противника. «Женский батальон вел себя геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами» (4). Одна из последних попыток воздействовать на сознание разлагающейся армии была проведена Московским женским союзом. «Ни один народ в мире, – говорилось в воззвании, – не доходил до такого позора, чтобы вместо мужчин-дезертиров шли на фронт слабые женщины. Ведь это равносильно избиению будущего поколения своего народа». И далее: «Женская рать будет той живою водою, которая заставит очнуться русского старого богатыря». Но было уже поздно.

Первая мировая война: сестры милосердия, фельдшерицы в госпиталях, реже – в отрядах Красного Креста в прифронтовой полосе, на передовой. И наконец, первое женское воинское формирование – Добровольческий ударный батальон смерти под командованием полного Георгиевского кавалера поручика Марии Бочкаревой. Это уже серьезно. «Женщина с ружьем» становится фактом русской истории. Всего в Первую мировую служили в армии около 2 тыс. женщин. «Граждане и гражданки! – призывала Мария Бочкарева. – Наша мать, наша матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти ее. Я зову с собой женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а помыслы высоки» (4).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconИсследовательская работа «Дети на войне» секция «Великая Отечественная...
Читая произведения о детях, детскую автобиографическую литературу, мы находим разные темы: дружба и предательство, ложь и искренность,...

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconМетодическая разработка Пушкиной Е. Б., учителя истории и обществознания...
«Изучение темы «Великая Отечественная война» в 11 классе с использованием модульно-рейтинговой системы. Методическая разработка»

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconПрезентация «Коренной перелом в вов» Форма Презентация Учебный предмет,...
Цель дидактического материала: развитие у учащихся познавательного интереса к истории, в частности по теме Великая Отечественная...

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВеликая Отечественная Война глазами детей в великой войне победу...
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г г

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconТема: Великая Отечественная война в литературе. 1 курс (слайд 1)
Цель: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВ. Г. Короленко «В дурном обществе» Г. баллада И. Крылов «Тришкин кафтан»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconВеликая Отечественная война 1941-1945 гг в изданиях для детей и подростков
Великая Отечественная война. Война, ставшая всенародной. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отбивать атаки врага....

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconУрок по литературе. 6 класс. Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы

Исследовательская работа «Женщина на войне в истории и литературе» секция «Великая Отечественная война в литературе, живописи, музыке» iconТема : Великая Отечественная война в литературе. Лирика военных лет. Урок 2
Цель: знакомство с лирикой поэтов 40-х годов; патриотические мотивы и сила патриотического чувства в стихотворениях поэтов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную